Полкласса в школу не пришло – эта фраза всегда означала ЧП. Либо эпидемия какая-то, либо что-то еще из ряда вон выходящее случилось и надо бить тревогу. Зато если теперь на заседание Законодательного Собрания Ульяновской области явится только половина депутатов – ничего страшного. Недавно ЗС приняло поправки в областной Устав, согласно которым заседание считается правомочным, когда на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. То есть сегодня достаточно собрать в зале 15 парламентариев из 30 и можно смело принимать решения любой важности.
До сей поры для кворума в ЗС обязательным было наличие 2/3 депутатов.
Никаким законам это не противоречило.
Предложившие половинный состав представители «Единой России» обосновали понижение уровня кворума тем, что это больше соответствует духу федерального законодательства. Если отстраниться от духа, то кворум в 50 процентов обеспечивает более надежное принятие решений, устраивающих парламентское большинство: оппозиции в этом случае труднее сорвать заседание своим уходом из зала. Однако в ульяновском ЗС и без того надежнее некуда: «Единая Россия» имеет подавляющее большинство – 24 мандата из 30. Поэтому новый уровень кворума выглядит как неуверенность правящей партии в том, что на заседание всегда придет хотя бы 20 ее депутатов, и как нежелание части людей, рвавшихся в депутаты, регулярно работать в ЗС. Позвольте, но уж пару-то раз в месяц в Доме Советов появиться можно, хотя вообще депутатская деятельность намного шире.
Другой момент: как теперь быть, если для принятия какого-то решения по закону требуется больше половины депутатских голосов, а заседание проходит при 50процентной явке? Все это предполагаемые ситуации, но ведь они могут возникнуть.
«СК» уже не раз высказывался за менее многочисленный областной парламент, но работающий на постоянной профессиональной основе. Тогда у избранников будет меньше соблазна игнорировать свою депутатскую деятельность. Однако все идет другим путем: Собрание у нас сегодня 30-местное, зато не возбраняется половинная явка на работу, а число парламентариев, работающих в ЗС на постоянной основе, сокращено после выборов до 11 человек. В то же время увеличивается аппарат. Часть средств от высвободившихся депутатских зарплат пойдет на содержание аппаратов депутатских объединений (фракций). Создание новой ветви аппарата предусмотрено поправками, принятыми на апрельском заседании ЗС: теперь на пять членов фракции может приходиться один работник ее аппарата или единственный аппаратчик на фракцию, где меньше пяти членов.
Решали в апреле и вопрос, кому из депутатов работать в ЗС IV созыва на постоянной основе (то есть получая жалованье). Такое желание высказали на тот момент 13 парламентариев. Коммунистам Александру Кругликову и Вячеславу Алексейчику, справедливороссу Алексею Куринному оставаться освобожденными депутатами большинством голосов не позволили. Десять постоянных мест распределились так: спикер Борис Зотов, его первый заместитель Александр Майерстарший, заместитель Тамара Дмитриева, председатели комитетов Алсу Балакишиева, Николай Ягодин, Игорь Селиверстов, Александр Молочков, Ростислав Эдварс, заместитель председателя социального комитета Екатерина Уба (у председателя этого комитета Игоря Тихонова, вероятно, другие заботы на первом месте – он готовится возглавить парторганизацию «ЕР» в Ульяновской области). Единственный не единоросс в этом списке – ЛДПРовец Сергей Маринин, который представляет таким образом мандатную комиссию ЗС вместо ее председателя Анатолия Еленкина. Одиннадцатое место освобожденного депутата остается пока вакантным: по логике его должен занять кто-нибудь из агропромкомитета. Но там собрались сплошь руководители успешных предприятий, и, надо понимать, никто из них не жаждет оставлять свою вотчину ради кабинета в ЗС..