В пятницу в Ульяновске стартует чемпионат по парапланерному спорту

В конце недели на ульяновском аэродроме РОСТО-ДОСААФ «Белый ключ» соберутся «карлсоны» с разных концов России, а может – и даже из других стран Европы и СНГ. 24-27 апреля здесь будет проходить Открытый чемпионат Поволжского федерального округа по мотопарапланерному спорту, посвященный 360-летию Симбирска. Такого в Ульяновске еще не было. Не было подобных соревнований и в России. Этими воздушными состязаниями откроется очередной сезон ульяновского авиационного спорта. Сезон нелегкий, если учесть, что из авиационной техники и спортивного снаряжения, сохранившихся еще с советских времен, уже мало что осталось. Именно поэтому цель чемпионата не только в желании помериться силами с братьями по авиационной крови, но и обратить внимание властей на авиационный спорт, который может развиваться, но не разовьется без их участия.

Соревнования эти называются чемпионатом по СЛА-МОТО. Аббревиатура «СЛА» означает «сверхлегкие летательные аппараты». В данном случае – мотопарапланы. Легче их ничего еще и не придумано: параплан можно просто положить в рюкзак и отправиться пешком в горы, чтобы потом лететь оттуда в многочасовом полете. Можно вместе с двигателем положить в багажник легкового автомобиля. Ни с дельтапланом, ни даже с самым маленьким самолетиком такое невозможно.

Карлсонами они себя называют в шутку сами, хотя совершенно правы: так же, как и у героя детской сказки, у них на спине моторчик на 20-30 «лошадей» с пропеллером. Правда, есть еще крыло. Оно, собственно, и есть сам параплан. Большое, удлиненное и мягкое, чем-то напоминающее современные парашюты. Параплан, в общем-то, – это дитя парашюта и дельтаплана. Только с парашютом прыгают с высоты, а на параплане взлетают с земли – как самолет.

Спорт совсем молодой. Принято считать, что первые парапланы появились в 1978 году и были просто-напросто перешиты из спортивных парашютов. А в России появились уже в 1980-м. Несколько лет назад появились они и в Ульяновске, теперь у нас в составе Федерации авиационного спорта Ульяновской области есть парапланерный клуб «Пилотаж». Увлеченных парапланеристов можно встретить во всех уголках страны. Они любят собираться на состязания. В прежние годы Кубок Волги обязательно проходил в Самаре, где парапланерный спорт начал развиваться раньше Ульяновска. Но на этот раз всем понравилась идея ульяновцев провести Большие гонки экстремалов, устроив перелет из Ульяновска в Самару. Такие гонки никогда в России еще не проводились. И самарцы согласились: пусть Кубок Волги на этот раз будет проходить в Ульяновске. Стоило разместить сообщение о чемпионате в Интернете, как на него откликнулось около полусотни парапланеристов с разных регионов страны. Возможно, на чемпионат смогут прибыть не все (иностранцы уже сообщали о сложностях оформления, из-за которых могут не успеть), но уже точно известно, что ожидается около трех десятков пилотов в возрасте от 20 до 50 лет, а это даже больше, чем на чемпионате мира по парамоторам.

24-го апреля будут работать технические комиссии, которым положено проверить техсостояние и готовность парапланов и их моторов, наличие и исправность радиосвязи, ракетниц, GPS-навигаторов. А поздно вечером начнутся ночные соревнования на точность приземления. 25 апреля с 9 утра начнутся основные соревнования, которые будут для зрителей великолепным шоу. Среди предусмотренных зачетных упражнений, помимо традиционных соревнований на точность приземления с выключенным двигателем, есть очень забавные состязания.

Например, такие, как «поймать дракона за хвост»: пилот должен выпустить в полете длинную ленту, потом развернуться в воздухе и, снова подлетев, суметь ее поймать. Или «слалом»: на земле расставлены вешки, а пилот на малой высоте, должен суметь огибать их, как горнолыжник, сбивая каждую ногой. «Баскетбол» – когда пилот должен подхватить ногами большой надувной шар и забросить его в корзину (состязание для опытных пилотов). «Конвейер» – когда пилот должен с работающим мотором приземлиться, пробежать по земле, а затем снова взлететь. «Бомбометание», говорящее само за себя. Интересное упражнение на навигацию, когда пилот определяет и рассчитывает маршрут до точки и заявляет судьям, за какое время его пройдет. Любое отклонение во времени – штрафные очки.

В тот же день для зрителей будут устроены и «покатушки», как ласково называют спортсмены возможность прокатить зрителя в качестве пассажира на параплане-тандеме или на мотодельтаплане.

Но главная часть чемпионата будет 26 апреля – «Большие гонки». Именно они состоятся впервые в России. Парапланеристы рассказывают, что обыскали все Интернет-ресурсы, но ни одного сообщения о подобных гонках не нашли. «Это своего рода воздушный аналог автомобильных «Париж-Дакар», – говорит ульяновский парапланерист Сергей Харламов. – Если сегодня только парапланы, то в будущем, надеемся, будет организовано несколько классов – мотопарапланы, дельталеты, самолеты». Именно поэтому гонками заинтересовались не только ульяновские СМИ, но и московское «Экстрим-ТВ», и самарские телекомпании.

Самым зрелищным моментом этого дня будет старт, который состоится около 6 часов утра. Достаточно представить, как в одно время, под восходящим солнцем над аэродромом «Белый ключ» поднимутся в воздух три десятка больших разноцветных крыльев, которые затем выстроятся «табунком» и направятся вдоль Сызранской трассы на юг до Тереньги и далее – через Кузькино в направлении Самары. Ориентировочно в поселке Маза Самарской области будет так называемая точка пит-стопа, где пилоты смогут размять ноги, перекусить и посетить кустики (поскольку это дело влияет на безопасность полетов) и после обязательной стоянки в 20 минут снова подняться в воздух, чтобы затем уже совершить посадку на аэродроме «Кряж» близ Самары. Вся протяженность трассы около 250 километров, на что потратится вместе со стоянкой около пяти-шести часов.

Идти парапланеристы будут двумя группами: одна – Competition – где будут участвовать самые опытные пилоты на более скоростных и приспособленных к соревнованиям парапланах (класс парапланов Competition), вторая – Standard, названная по более безопасному классу парапланов, прощающему даже грубые ошибки в пилотировании.

Идея Больших гонок пришла к нашим парапланеристам, когда они совершали один из больших перелетов. Оказалось, что, несмотря на один и тот же маршрут и фактически одинаковые параметры парапланов, они пришли к финишу в разное время. То есть многое зависит от профессионализма пилота. Так, например, можно установить максимальные обороты двигателя, увеличить скорость, но тогда может не хватить бензина до точки пит-стопа, или можно выбрать оптимальный режим, но постоянно подбирать на различных высотах попутные потоки ветра, и выиграть. Многое зависит от старта, на котором по условиям соревнований никто не имеет права помогать пилоту, и тому приходится готовить и расправлять сложное крыло одному, что бывает далеко не просто. По словам Сергея Харламова, гонки получатся сложными. Главное в том, что это впервые, опыта подобных перелетов нет ни у кого. Опасностей и сложностей ожидает пилотов на маршруте много. «Мы в октябре прошлого года сделали тестовый перелет и поняли, что гонка получается очень сложной, поскольку мотопараплан, как никакой другой летательный аппарат тяжелее воздуха, зависит от погоды. В том тестовом перелете приходилось садиться в сплошном тумане, когда вся авиация отменила полеты. Сложно лететь над лесом – если что случиться, посадка на деревья не очень приятная. Пилоту все эти шесть часов надо быть максимально сосредоточенным, в постоянном напряжении, чтобы вовремя реагировать на нештатные ситуации. Так, например, при мощных термических потоках может сложиться крыло, и надо быть к этому готовыми, чтобы исправить ситуацию. Когда в Самаре делали маршрутные полеты по 150 километров, некоторые пилоты, устав от сильной термической активности, просто прекращали полет. После таких перелетов спортсмены сбрасывают несколько килограммов веса. «Видимо, из-за этого, – шутят они, – чем ближе к финишу, тем легче лететь».

Впрочем, для того, чтобы Большие гонки прошли в максимальной безопасности при максимальной соревновательности, организаторы предусмотрели многое. Во-первых, впервые парапланеристов рассматривали наравне с большими самолетами – специально для них был согласован маршрут органами управления воздушным движением, и когда парапланеристы будут входить в определенную зону до высоты в 1300 метров, все полеты других воздушных судов в этой зоне будут запрещены. Спортсменов будут сопровождать мотодельтапланы со штурманами, отслеживающими маршрут и сообщающими о любых отклонениях или нештатных ситуациях, по трассе будет идти наземная группа сопровождения, готовая вовремя отреагировать на любой инцидент, в зоне пересечения Волги будут дежурить суда МЧС.

Обратно из Самары они вернутся уже обычным автотранспортом, чтобы на ульяновском аэродроме «Белый ключ» снова продолжить соревнования. Вечером, 27 апреля, отмечая окончание чемпионата, парапланеристы пройдут красивым строем в черте Ульяновска, вдоль Свияги.

Сергей Харламов надеется, что чемпионат парапланеристов станет традиционным, в будущем, по его мнению, он может стать всероссийским и даже международным, поскольку им уже заинтересовались спортсмены из Болгарии и Германии. Зарубежные пилоты очень интересуются российскими соревнованиями, потому что «такой многочисленной парапланерной тусовки, как в Самаре или Ульяновске, больше в России нигде нет». Недаром сами парапланеристы сравнивают чемпионат с большим фестивалем.

На предстоящий авиационно-спортивный сезон у Федерации авиационного спорта Ульяновской области еще много задумок. Но насколько они могут сбыться, зависит во многом от власти Ульяновска и Ульяновской области, поскольку пока аэроклуб РОСТО-ДОСААФ дорабатывает на том, что осталось более или менее целым с советских времен. Но ресурсы авиатехники, оборудования и снаряжения заканчиваются, после чего даже голый, но неувядаемый энтузиазм авиационных спортсменов буде бесполезен. А пока спортсмены, большинство из которых – жители района авиастроителей, так и не могут добиться получения площадки под аэродром рядом с «Авиастаром», которому, как воздух, сегодня нужны люди, увлеченные авиацией. Спортсмены надеются, что желание губернатора сделать Ульяновск авиационной столицей России все-таки исполнится, и наш город будет славиться не только производимыми самолетами, но и целыми династиями авиаторов, начинавших свой путь в авиационном спорте. А зарубежные спортсмены будут считать за честь попасть на традиционные международные чемпионаты сверхлегких летательных аппаратов, начало которым положено в эти дни.

Проехать на аэродром «Белый ключ» можно из правобережья маршрутными такси №68 и 133, идущими до садового товарищества «Парус».