В Законодательном Собрании третьего созыва Алсу Балакишиева возглавляла комитет по бюджету, экономике, налогам и предпринимательству. В марте этого года она вновь была избрана депутатом регионального парламента и возглавила комитет, который также занимается бюджетными вопросами и называется ! «Комитет по бюджетной политике и налогам». Какие финансовые законопроекты рассматривает сегодня комитет, что нового появилось в бюджетном законодательстве, что предстоит сделать в избирательном округе?
Обо всем этом ! беседа с депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области, председателем комитета по бюджетной политике и налогам Алсу Балакишиевой.
– Алсу Харисовна, название возглавляемого Вами комитета изменилось. Почему?
– В третьем созыве особое внимание мы уделяли поддержке предпринимательства, малого и среднего бизнеса, стабилизации финансового положения региона. Основным вопросом, которым занимались депутаты комитета на протяжении последних четырех лет, была разработка, принятие и исполнение бюджета Ульяновской области. Сегодня это направление в деятельности комитета стало основным, поэтому он называется «Комитет по бюджетной политике и налогам».
Естественно, мы активно взаимодействуем с другими комитетами, когда обсуждаем вопросы финансирования и налогообложения. Это позволяет нам более качественно работать над всеми законами. В конечном итоге такой подход направлен на улучшение жизни населения в Ульяновской области.
– Что-то из жизненно важных законопроектов в наметках уже есть?
– Мы приняли закон Ульяновской области о межбюджетных отношениях. Это важный документ, который позволит нам приступить к формированию бюджета Ульяновской области на 2009 год и планировать бюджет до 2011 года. Кроме того, мы приняли Закон «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О бюджетном процессе в Ульяновской области». Он также позволит депутатскому корпусу принимать бюджет на три года.
В апреле губернатор Ульяновской области сформировал межведомственную комиссию, в которую вошли министры регионального правительства, все председатели комитетов ЗСО, руководители политических партий.
Эта комиссия будет последовательно обсуждать экономическую политику в регионе. Принципы ее работы отличаются от практики составления бюджета на 2008 год.
Теперь нет необходимости в разработке и утверждении среднесрочного финансового плана Ульяновской области, так как все его параметры найдут отражение в трехлетнем бюджете. Кроме того, в связи с изменениями в Бюджетном кодексе РФ не требуется разработка сводного финансового баланса: этот документ будет разрабатываться только на федеральном уровне. Также в план работы мы теперь не включаем Бюджетное послание губернатора Ульяновской области, так как составление проекта бюджета основывается на Бюджетном послании президента РФ.
По общему мнению членов нашего комитета, министерства финансов Ульяновской области, контрольно-счетной палаты Ульяновской области, трехлетний бюджет для нашего региона – приемлем.
– Не секрет, что органам местного самоуправления сегодня зачастую не хватает средств, которые поступают от собственных налоговых источников, и районы наверняка надеются на область…
– Сегодня в бюджете Ульяновской области отменены какие-либо фонды. Например, фонд муниципального развития, за счет средств которого можно было провести ремонт, хотя это входит в полномочия муниципального образования. В настоящее время предусматриваются субсидии на развитие налогового потенциала. Мы должны выработать критерии оценки налогового потенциала, развития муниципальных образований. Сегодня, чтобы войти в любую целевую программу, будь то федеральная или региональная, нужно, прежде всего, предоставить расчеты, проектносметную документацию, заключение экологической экспертизы. По моему мнению, без этих документов ни о каком развитии муниципальных образований речи быть не может. А муниципалитеты, как правило, развиваются за счет дополнительных финансовых ресурсов. Эти средства можно привлечь толькочерез участие в целевых программах: из федерального и областного бюджетов при софинансировании на муниципальном уровне. Задача депутатского корпуса, и в частности, фракции «Единая Россия» – содействовать развитию муниципалитетов. Недаром, к примеру, еще депутаты третьего созыва ЗСО разработали программу по развитию дошкольных учреждений, включающую ремонт детских садов, хотя этим должны заниматься муниципальные власти. И таких программ у нас должно быть много. Задача комитета ЗСО по бюджетной политике – провести инвентаризацию всех действующих сегодня на территории Ульяновской области программ и не допустить того, чтобы какая-либо из них оказалась мертворожденной, то есть без финансового обеспечения.
– Бюджет Ульяновской области постоянно корректируется, растут дополнительные доходы. Кому ждать добавки?
– По итогам первого квартала 2008 года мы рассматриваем исполнение областного бюджета. Получено около двух миллиардов рублей дополнительных доходов, которые должны поступить в виде налогов до конца года.
С помощью этих средств мы должны прежде всего покрыть те расходные обязательства, которые уже взял на себя бюджет Ульяновской области. Это такие направления, как программа развития дошкольных учреждений, поселковые дороги, реконструкция наружного освещения. Не секрет, что даже в областном центре не на всех улицах в ночное время горят фонари. А в сельских муниципальных образованиях у нас вообще тьма. Поэтому мы обязательно поддержим программу, которая разработана министерством топливноэнергетического комплекса Ульяновской области. На нее до конца года понадобится более ста миллионов рублей.
Также мы очень внимательно относимся к финансированию сельского хозяйства. Существует основательная программа развития агропромышленного комплекса. И мы, депутаты, должны способствовать вхождению муниципальных образований в национальный проект «Развитие АПК» на федеральном уровне, в областные программы по газификации, водоснабжению, по приведению в порядок дорожного хозяйства.
– Время для встреч с избирателями находите?
– Я баллотировалась по Карсунскому одномандатному округу, в котором финансовое состояние муниципалитетов нельзя назвать благоприятным. Мы будем стремиться к возрождению экономики тех районов, которые входят в мой избирательный округ, Сурского, Инзенского и Карсунского. Люди на нас надеются, и мы не должны забывать о своих обещаниях. Поэтому нужно бывать в своем округе, встречаться с избирателями, помогать им. Уже сегодня мы открыли все общественные приемные в Карсунском и Сурском районах.
Сегодня в сельских районах большая беда: горят дома, люди остаются без крова. Мы должны помочь им с расселением, ремонтом пустующего жилья, оказать материальную помощь. Еще одна проблема – состояние дорог, мостов; надо приложить все усилия, чтобы по ним снова можно было нормально ездить. Еще одна беда сельских районов – исход молодежи, которая не находит достойной работы в родных краях.
Нельзя забывать и об организации досуга для сельских жителей. Власть должна возрождать клубы в селах, там должны проходить концерты, дискотеки, демонстрироваться фильмы. Мы такие районные дома культуры уже начали ремонтировать, например, кинотеатр «Заря» в Инзенском районе.
Болезненный вопрос для сельских районов и получение качественных медицинских услуг. Ненормально, когда пожилые люди из дальнего поселения приезжают в районную больницу всего лишь для того, чтобы выписать какой-нибудь рецепт.
Поэтому нам надо развивать программы развития службы скорой медицинской помощи и открывать в поселениях офисы врача общей практики. В ближайшее время я планирую вместе с министром здравоохранения Ульяновской области выехать в Карсунский район и обследовать такие села, как Беловодье, Сосновка, Таволжанка, чтобы три-четыре офиса врача общей практики до конца года открыть. Мы постараемся привлечь в эти села специалистов и средства на медицинское оборудование. Также при этих офисах будут открыты мини-стационары, в которых человек сможет подлечиться, пройти некоторые процедуры.
Я была депутатом от городского округа, и хочу сказать, что в областном центре проблем тоже предостаточно.
Но на селе многие вопросы решать сложнее. При этом надоадекватно относиться к инвесторам, которые в последнее время активно приходят в ульяновское сельское хозяйство. Зачастую они занимаются исключительно производственными вопросами и не касаются социальной сферы. Мы считаем, что это неправильно, надо учитывать и насущные интересы населения районов, не говоря о том, чтобы быть аккуратными налогоплательщиками.
– Многое, вероятно, зависит и от руководителей муниципалитетов, от наличия квалифицированных специалистов?
– Я считаю, что, к примеру, в Карсуне глава района приложил немало усилий для улучшения жизни в муниципальных образованиях. Я уверена, что частая смена районных глав никому не пойдет на пользу. При новом руководителе управленческой команде обычно трудно настроиться на продуктивную работу. А в Карсунском районе население доверяет своей власти, видя результаты ее работы. Тем более что в соседних районах ситуация в поселениях несколько хуже.
Не зря говорят, что кадры решают все, а сегодня на селе наблюдается дефицит специалистов. Поэтому те средства, которые выделяются в Ульяновской области на молодежную политику, должны дать эффект. Перед нами стоит сложная задача: создать условия для того, чтобы молодежь не уезжала из области, чтобы находила себе работу здесь, чтобы мы не были кузницей кадров для Самары, Казани или Москвы.
Когда я как избранный народом депутат непосредственно сталкиваюсь с человеческими проблемами, бедами, мне хочется жестко спросить за это с того министра, который отвечает за свой участок работы. Его обязанность как чиновника, как члена команды губернатора – сделать так, чтобы люди начали жить в человеческих условиях, чтобы им помогли. Сергей Морозов много делает для области, но, если его намерения и планы не будут поддерживать члены его правительства, прогресс окажется незначительным. Мы сегодня все должны трудиться одной командой и быть нацелены на результат. Надеюсь, что в предстоящие годы мне будет не стыдно приезжать в свой избирательный округ и отчитываться перед людьми о своей работе.
Источник: “Симбирский курьер” № 44 от 26 апреля 2008 г.