Жену русского офицера оставшуюся на оккупированной территории спасла крестьянка
Грохот и канонада, разрывы бомб и визг пуль до сих пор слышатся Анастасии Николаевне. 9 мая для нее двойной праздник. Так случилось, что накануне – 2 мая – Анастасия Слюсаренко отметила день рождения – 90-летний юбилей! Удивительно, как эта хрупкая женщина выдержала все испытания, уготованные ей судьбой.
Последний бал
Анастасия Николаевна родилась в Ульяновске. Как все обычные девчонки 30-х годов прошлого века окончила школу и поступила в педагогический институт. На танцах познакомилась со своим будущим мужем – курсантом Ульяновского танкового училища. Молодые поженились в 1939 году. В тот же год, после окончания танкового училища Ивана Григорьевича направили служить в Западную Белоруссию в город Ломжа (сейчас это Польша). Анастасия, не раздумывая, отправилась вслед за ним. Правда, ей пришлось пожертвовать образованием. До конца она не доучилась, что закончит учебу потом…
Город, в который попали молодожены, находился в 15 километрах от границы оккупированной Польши. В 1939 году у молодой пары родился сын Геночка, а через год дочка Танюша. Тогда никто и подумать не мог, что их счастливое детство так внезапно оборвется. Анастасия Николаевна на всю жизнь запомнила известие о вторжении немецких войск на территорию СССР.
– Мы с мужем как раз были на офицерском балу и поздно вернулись домой, – рассказала с дрожью в голосе Анастасия Николаевна. – Он даже не успел раздеться, как вдруг за ним пришел посыльный. Иван так и ушел, в чем был, безо всяких объяснений. Больше своего любимого Анастасия Николаевна никогда не видела. Ивана убили в первый же день войны. А она, 23-летняя женщина осталась с двумя малыми детишками на руках: с сыном, которому исполнился год и восемь месяцев и шестинедельной дочкой-крохой.
В вагоне для перевозки скота
В городе началась паника, семьи офицеров срочно эвакуировали в Россию. И Настю, как и многих других женщин, вместе с детьми посадили на поезд, направлявшийся на родину.
– Было очень много народу, – вспоминает женщина, – и нам освободили вагоны для перевозки скота. Дома горели, все было охвачено пламенем. Этого ужаса не передать словами, это так страшно! Такого даже в кино не показывают!
Спасительный поезд с эвакуированными русскими проехал город Белосток, Волковыск. Но утром начался налет. Разбомбили железнодорожное полотно, бомба угодила и в один из вагонов, состав загорелся.
– А у меня двое малышек на руках, как же мне справиться? – при этих воспоминаниях у Анастасии Николаевны по лицу текут слезы, – Все бегут, а я наоборот прижалась в угол, съежилась в комок. В «люльке» из простыни лежит новорожденная Танюша, а рядом – сыночек Геночка…
Неизвестно, что было бы дальше, если б не пробегавший мимо офицер. Заметив испуганную женщину, он силой вытолкнул ее и детей из вагона. Добежали до шоссе.
– Миленький, возьмите меня с собой в Россию! – отчаянно молила женщина, кидаясь от машины к машине. На нее никто не обращал внимания. А потом и вовсе один мужчина с силой оттолкнул мать в сторону. Женщина покатилась с насыпи вместе со своими малютками.
– Я поняла, что это конец, – с болью рассказывает Анастасия Николаевна, – никто теперь не поможет и выбраться отсюда я не смогу. Как быть дальше? Ведь я жена русского офицера. А на чужой территории – это верная смерть. Пришлось тут же, около дороги, закопать все свои документы. И пошли мы, куда глаза глядят…
Чудесное спасение
Изможденные, голодные, мать и ребятишки оказались в польской деревне Воля. Там их и приютила одна из жительниц.
– Полька нас просто спасла! – вспоминает бабушка, утирая слезы.
Эмилия приняла их в свою семью и выдавала за родню. К счастью, пока молодые жили в Ломжа, Анастасия Николаевна выучила польский язык и свободно общалась с поляками. Теперь ей это очень пригодилось. Вместе со Слюсаренко, добросердечная полька приютила еще и семью Юрок: мать с шестилетним мальчиком.
Жизнь на оккупированной территории была очень тяжелая. Чтобы хоть как-то прокормить своих малюток, Анастасия Николаевна выполняла любую работу: кому постирать, кому убраться.
– Как-то я устроилась работать на хладокомбинат, далеко за деревней, – говорит бабушка. – И каждое утро обходила все дворы, собирала молоко и носила его на завод. И в мороз, и в стужу. За это я получала литр молока для своей семьи.
Три немецкие шоколадки
Освободили деревню в 1945 году. По словам Слюсаренко, это было самое тяжелое время для жителей за все пребывание на польской земле. Немцы отступали и издевались, как могли. Однажды Слюсаренко и Юрок – две женщины и трое детишек, спрятались от солдат в колодце.
– Мы сидели в холодной воде тише мышей, – вспоминает Анастасия Николаевна, – и вдруг вверху открывается люк, на нас смотрит немецкий солдат. Ну, все, думаем, сейчас бросит гранату!
И он, спустя несколько секунд, кинул. Но не гранату, а три немецкие шоколадки! Сначала лакомство попробовали женщины. Когда поняли, что это сладости, отдали ребятишкам.
А немец закрыл люк колодца и ушел…
На родине
В освобожденную деревню за Настей и ее детьми приехал адъютант брата Анастасии, который каким-то образом узнал, где они находятся. Везли их на родину в эшелоне с патронами. Женщина и ребятишки сидели прямо на ящиках с боеприпасами. А из всех пожиток в руках у нее был лишь горшок да подушка. Со столь нехитрым скарбом Анастасия Николаевна с детишками приехала в Ульяновск. Она поселилась в доме родителей, где жили еще три сестры. Ребятишки долгое время не понимали русского языка. Когда приходили гости, дети молча сидели в стороне, а мама переводила им разговор. На родине, куда Анастасия Николаевна так стремилась, им пришлось очень туго.
– Меня, как жившую всю войну на оккупационной территории, никто и нигде не брал на работу, – говорит женщина. – Да еще и документов не было никаких, я ж их зарыла.
Несколько месяцев женщина мыкалась по различным конторам. А потом не выдержала и направилась прямо к градоначальнику Терентьеву.
– Я рассказала ему всю нелегкую жизнь, – Анастасия Николаевна – Говорю, меня немцы не убили, а на своей родине так ко мне относятся. Я никуда не уйду из кабинета, пока не решите мой вопрос.
По словам Анастасии Николаевны, градоначальник тут же выписал бумагу, которая обязывала выдать ей все документы. Только после этого Слюсаренко смогла восстановить и свидетельство о рождении, и паспорт, и другие документы.
90-летний юбилей
Сегодня у Анастасии Николаевны четверо внуков и восемь правнуков. Замуж она так и не вышла. А дети разъехались по разным городам. Дочка Татьяна живет в Москве, сын Геннадий – в Ульяновске. Особенно приятно Анастасии Николаевне, что один из правнуков пошел по стопам прадеда. В этом году он оканчивает военное училище. Несмотря на расстояние, в день рождения Анастасии Николаевны вся большая дружная семья непременно спешит поздравить любимую маму и бабушку, которая сумела пережить все тяготы войны, спасла от смерти и вырастила детишек. 90 лет – не просто дата, это итог всей жизни. В наше время не каждому удается дожить до этого возраста. А уж тем более учитывая жизненные обстоятельства, которые легли когда-то на плечи молодой 26-летней женщины. Мужеству и стойкости Анастасии Николаевны можно только позавидовать. Удивительная женщина. Дети, внуки, правнуки и все ваши родные и близкие поздравляют и искренне желают вам оставаться такой же доброй мамой, ласковой бабушкой, крепкого здоровья на долгие годы. Пусть в жизни будет меньше ненастных, а больше теплых и солнечных дней.
Мы в свою очередь присоединяемся к теплым и добрым словам родных и близких и от всей души поздравляем Анастасию Николаевну с Днем Победы и с именинами! В этот праздничный день хочется пожелать вам мирного неба над головой! Пусть родные и близкие всегда будут рядом с вами и согревают вас теплом добрых сердец, дарят радость и улыбки! Всех вам благ, Анастасия Николаевна!