В масках клоунов предстают перед зрителями актеры «Небольшого театра» в новом спектакле его главного режиссера, заслуженного артиста России Эдуарда Терехова по пьесе современного автора Маттиаса Андерсона с длинным и витиеватым названием «Преступление, помощь на дому, наказание, деньги, убийство пенсионерки».
За жестким трагифарсом с эпатажем публики крепким словцом, вычурностью костюмов, невообразимостью причесок и веревочной петлей для самоубийцы в самом центре сцены стоят реальные истории, которые происходят в наше время, со страстями, заставляющими героев балансировать на грани жизни и смерти, Добра и Зла.
Уже в названии пьесы легко читается краткий пересказ бессмертного романа одного из самых именитых классиков «золотого века» русской литературы. Униженных и оскорбленных, отчаявшихся и готовых в критических ситуациях поднять топор на кого-то из сообщества сытых, предостаточно во все времена и в России, и в благополучной Швеции, и окрест.
В спектакле зрители попадают в полунищую среду беженцев с Востока, скорее всего, – из Турции. Проблем у эмигрантов столько, что впору кричать караул. А государству нет дела до их бед и страданий. Ясмин – наивная, трогательная и беспомощная маленькая женщина (артистка Елена Дворянскова) – серьезно больна.
Взрослые дети пытаются найти для нее деньги на визит к врачу и срочное обследование. Но по-восточному взрывному сыну Расулу (артист Артемий Курчатов) катастрофически не везет с работой. А добрая и простосердечная дочь Лейла (артистка Елене Мякушина), много ли она может заработать в качестве прислуги при Мэрте (артистка Ольга Унгурьянова) – вздорной, полусумасшедшей старухи в инвалидной коляске?.. Эта обладательница скверного характера и кубышки в доме, содержимое которой она готова дать под проценты, становится для Расула искушением. Рано или поздно, но появление на сцене окровавленного топора – неизбежность…
Несладко, впрочем, живется не одним только инородцам. В среде самих шведов рушатся человеческие и семейные связи. Одиночество – плата за относительное материальное благополучие в этой процветающей в экономическом отношении стране. Ее коренной житель Бьорн (артист Николай Авдеев), почтовый служащий по роду занятий и литератор по призванию, чьими глазами зритель смотрит на все происходящее на сцене, безуспешно пытается повеситься в день своего рождения. Он не по-шведски эмоционален и остро переживает, что в то утро никто к нему не пришел, не позвонил, не поздравил: ни родной отец, ни сводные брат Расул и сестра Лейла. Живут рядом, а не общаются годами. Деньги, погоня за ними неизбежно уничтожают в человеке человеческое…
Сакраментальное «убить или не убить» с размышлением о том, способна ли решить смерть одной ничтожной старухи все глобальные проблемы человечества, разрешается сценой в духе комедии дель арте. Бутафорский топор, занесенный Расулом, ухает на голову «процентщицы». Труп прячут в сундук, из которого старуха, то ли воскреснув, то ли став привидением, выбирается, кривляясь и пританцовывая. Тоже, в сущности, несчастная женщина, брошенная своими родственниками. А ее мифические два миллиона золотом и купюрами на деле оказываются всего лишь карточкой скидок для супермаркета.
Не успевшей перевести дух публике предлагается неожиданный поворот: кровавое убийство только приснилось Расулу. Этот восточный парень и мухи не обидит. Благополучная развязка подкрепляется еще и позитивным эпилогом. Актеры стирают с лиц клоунский грим: хватит ломать комедию! Засучив рукава, они начинают наводить порядок, собирать мусор – в своем доме, семье, стране и, должно быть, – на планете. Подобрали разбросанные бумаги, пакеты, смели паутину. И только восклицательным знаком осталась на прежнем месте свисающая сверху петля…
Интересно, что эту реалистичную и достаточно жесткую постановку в штыки восприняли некоторые педагоги. Спектакль их шокировал и показался весьма вредным для умов подрастающего поколения. Молодежь же, судя по послепремьерному обсуждению, считает, что говорить о проблемах нищеты, бесправия, одиночества, непонимания человека человеком необходимо.