КОЗА И БАЯН

Классические мотивы в ульяновском законодательстве

Только с четвертой попытки депутаты Законодательного собрания одобрили разработанный губернатором закон об уполномоченном по правам человека Ульяновской области.

Дело в том, что предыдущие три раза закон рассматривался предыдущим же, третьим созывом областного парламента. То ли там недовольных было больше, то ли – более принципиальных. Новый созыв проект утвердил. Без споров (не считать же за таковые привычные выступления Кругликова и Куриного). Но и без воодушевления. Мол, хочется губернатору, пусть появиться в реестре госслужащих и такая должность. Возражения (чисто меркантильные) были только у прокуратуры. Блюстители закона, как нам кажется, вполне справедливо опасаются, что уполномоченный превратится в лишнюю инстанцию для написания жалоб в надзорные органы. Решать ни де-факто, ни де-юре он ничего не сможет, а вот отписать лишнюю цидулю, на которую по закону положено отвечать, а значит, тратить время, пожалуйста! Прокуратура молила органы власти: представьте нам нормальное обоснование необходимости появления этой должности! Вместо обоснования им говорили: у всех есть («у всех» – в данном случае, более чем в полусотне субъектов РФ), а мы чем хуже? В результате, поскольку федеральному законодательству областной проект не противоречит, прокуратура сдалась.

Робко попробовала возмутиться и Общественная палата. Возмутиться не фактом появления должности, а тем, что разработчики закона позабыли спросить мнение самой Общественной палаты. Юристы ЗС, пожав плечами, ответили, что согласно всем правилам, представлять любой закон на общественную экспертизу депутаты не обязаны. Говорят, после этих слов представитель палаты едва не расплакался и бросил в сердцах – зачем же мы тогда нужны?..

ВОПРОС ФИНАНСОВЫЙ

Но вернемся к реестру. Сама по себе такая громкая «уполномоченная» должность функционировать не может. Это ясно. Поэтому в добавок к ней создаются две должности консультантов. Одна – для делопроизводства и юридической проработки вопросов, другая – для подготовки информации по вопросам социального обеспечения, ведения бухгалтерии и кадровых (тут мы сами ничего не поняли – ред.) вопросов.

Получать уполномоченный будет на уровне заместителя регионального министра. По 54 600 рублей ежемесячно. Консультанты будут довольствоваться несравненно более скромной суммой в 16 727 целковых. Втроем они «съедят» за год чуть более миллиона рублей, а вся годовая смета их деятельности (с канцелярскими расходами, транспортом, покупкой оргтехники, арендой, предусмотрено даже 50 тысяч на загадочные «прочие» расходы) составит 1 851 689. Пока это «примерная смета». Изменения в сторону увеличения исключать нельзя…

ВОПРОС ДЕЛОВОЙ

Чем будет заниматься уполномоченный по правам человека, в принципе, можно не объяснять. Для полной ясности, на всякий случай, приведем текст его присяги. «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом и законодательством Ульяновской области, справедливостью и голосом совести».

ВОПРОС ПРОЦЕДУРНЫЙ

Интересно, что закон вступит в силу только с 1 января будущего года, а назначат первого уполномоченного не позднее, чем 7 июня (ст. 35 соответствующего закона). Именно до этого числа губернатор должен внести «предложения о кандидатах на должность» (обратите внимание на множественное число) в ЗС. Именно областной парламент простым большинством (то есть, шестнадцатью голосами «за») и тайным голосованием (с кабинкой и прочими причиндалами) и назовет счастливца, который на протяжении пяти лет будет получать за правозащитную деятельность министерскую зарплату и пользоваться всеми прочими благами государственной службы, недоступными простым смертным.

Понятно, что даже в списке из двух кандидатов один будет более «кандидатным». Его-то и утвердит фракция «Единой России». Утверждение же, скорее всего, состоится на майском заседании ЗС, в четверг, 29-го.

Резюмируя блицкриг с появлением новой должности, можно только задаться старым, как мир, вопросом: а зачем козе (области) баян (уполномоченный)? Депутаты-оппозиционеры свято уверены: должность создается исключительно для необходимости пристроить кого-то на теплое место. Так ли это, и насколько оправдаются все вышеприведенные прогнозы, узнаем через две недели.