Оказывается, ведущие страны Запада, озабоченные техническим прогрессом, в сороковых годах прошлого века искоренили в больших городах трамваи и троллейбусы как устаревший, на их взгляд, вид транспорта. Нынче спохватились и бросились возрождать трамвайно-троллейбусное хозяйство, сообразив, что самый народный транспорт помогает разгрузить переполненные машинами магистрали. Ульяновскому трамваю тоже предрекали скорую кончину, но зря. МУП «Ульяновскэлектротранс» жив, и жить собирается долго. Об этом мы поговорили с генеральным директором предприятия Василием Чернышом.
В Заволжском районе мы перед праздником пустили на линию новый недавно купленный троллейбус, но главная наша проблема – это по-прежнему трамвай, -сказал Василий Романович. – Финансирование, определенное нам по целевой программе, мы вынуждены были разделить на две части: 38 млн. из выделенных 80 млн. запланировали на трамвай, 42 млн. – на все путевое хозяйство, которое по нормативам должно капитально ремонтироваться раз в десять лет. У нас путей 130 километров, значит, в год надо проходить около 13 километров. За последние годы мы делали от двух до четырех километров. А все остальное поддерживали, латали и латали. В итоге путевое хозяйство в центре города абсолютно изношено. Примите во внимание и то, что кувалда и лом – не те инструменты, которые необходимы для ремонтных работ. А механизмы у нас не приобретались столько же лет, сколько и трамваи. Поэтому из выделенных денег мы купили экскаватор для путевых работ, сейчас нужен еще и погрузчик. Несмотря на проблемы, мы работы не приостанавливаем, уложились в срок и полностью отремонтировали пути на улице Минаева. Причем работали днями и ночами, несмотря на то, что пошла череда весенних праздников. Следующий участок еще важнее – улица Советская. Все знают, что в районе мемцентра, гостиницы «Венец» – на дорогу и страшно, и стыдно смотреть. Мы будем укладывать рельсы не на асфальт, а на бетонные плиты, что позволит улучшить качество ремонта, и смотреться будет более эстетично. В прошлом году так сделали улицы Минаева и 12 Сентября. Уже год прошел, а вид и качество – как только что отремонтированные. На улице Советской мы начнем работы сразу после праздников. 12 июня, День города, отметим, а с 13-го выйдем на линию. Мы не можем себе позволить раскопать центр к празднику. На этот отрезок до улицы Радищева нам отводится месяц и десять дней. Рельсы и шпалы под этот участок у нас есть, и в установленный срок мы уложимся.
Покупка нового троллейбуса -это не только подарок горожанам, но стимул для наших работников, люди видят, что предприятие сдвинулось с мертвой точки, есть перспективы развития.
– Значит, разговоры о смерти трамвая все-таки преувеличены?
– Вы поймите, никакие маршрутки в городе с таким населением, как у нас, не справятся. Самым лучшим образом решаются транспортные проблемы в любом городе, где есть все виды городского транспорта – автобусы, троллейбусы, трамваи и метро. Город без трамвая – не город. Сейчас решается вопрос о проведении аукциона по покупке четырех новых вагонов. Если подсчитано, что в год мы перевозим 600 миллионов пассажиров, то очевидно, что сегодня никакой вид транспорта с трамваем и троллейбусом соперничать не в силах.
Есть у предприятия масса проблем – рост цен на электроэнергию, несоответствующая реальности стоимость проезда, трудности с кадрами, запчастями. Но это – рабочие моменты, невидимые и не всегда понятные стороннему наблюдателю. Мы все плюсы и минусы нынешнего положения знаем, анализируем и самое главное – работаем и перевозим горожан по существующим маршрутам, пустым наш транспорт по городу не ходит.