Согласно инвестиционной программе на 2008-2012 годы, эти средства будут направлены на проведение противооползневых работ по укреплению косогора. В частности, будет проводиться реконструкция земляного полотна, в которую входит ремонт сооружений Волжского косогора (штолен, лотков, дренажных прорезей) и отсыпка контрбанкета (укрепляющее сооружение, состоящее из дренирующего грунта, горной массы, бетонных блоков, которое своим весом препятствует смещению земляных масс).

Волжский косогор на территории Ульяновской области относится к числу опасных объектов “номер один”. На протяжении линии железной дороги он занимает 5 километров – с 892 по 896 км. Ежегодно в период интенсивного таяния снегов и сезон дождей косогор находится под угрозой оползня. Как известно, у подножия склона проходят железнодорожные пути. В целях обеспечения безопасного движения поездов установлен пост наблюдения за состоянием косогора.

С 1995 года в оползневой зоне ведутся капитальные работы по отсыпке контрбанкета, состоящего из дренирующего грунта, горной массы, бетонных блоков. В первую очередь для стабилизации склона необходимо укрепить находящуюся в воде нижнюю часть Волжского косогора каменной бермой (горизонтальная площадка, придающая откосу большую устойчивость и защищающее от размывов вышележащую часть сооружения, в том числе железнодорожный путь).

В 2008 году в укрепление Волжского косогора в Ульяновске КбшЖД планируется вложить 75,1 млн. рублей. В ходе реконструкции земляного полотна будет устроена волногасящая берма – 12 тыс. куб. м ниже уровня водохранилища и 1,5 тыс. куб. м выше уровня реки Волги, также предстоит выполнить работы по закольцовке каменной бермы в объеме 30 тыс. куб. м, произвести ремонт автодороги вдоль косогора на протяжении 2 км и т.д.

Соглашение между ОАО “РЖД” и Ульяновской областью о взаимодействии и сотрудничестве на 2008-2010 годы предусматривает совместное проведение противооползневых работ на Волжском косогоре с долевым участием. Доля инвестиций ОАО “РЖД” в укрепление склона составляет 70%, Ульяновской области – 30% с учетом привлечения средств федерального бюджета.

На состоявшейся в конце марта текущего года рабочей встрече представителей Правительства Ульяновской области и компании ОАО “РЖД” решено создать механизм, который позволит региону выполнить свои обязательства в рамках Соглашения по долевому финансированию противооползневых работ на Волжском косогоре, сообщила служба по связям с общественностью КбшЖД.

Из истории оползней на Волжском косогоре.

На протяжении линии железной дороги Ульяновский косогор занимает 5 километров – с 892 км по 896 км. Деформации косогора начали проявляться в 1900-е годы.

Первый серьезный оползень объемом 315 тыс. куб. м грунта произошел в 1902 году на 895-896 км, он сильно повредил железную дорогу и ряд городских строений.

Оползень 1904 года настолько разрушил пристанскую ветвь, что пришлось отказаться от восстановления ее северной части.

Грандиозный оползень Симбирской горы случился в 1915 году, он распространился на площади 1 млн. кв. м, разрушил подходы к строящемуся железнодорожному мосту через Волгу со стороны города и значительно повредил уже установленные конструкции.

Наиболее активно оползневые подвижки проявились в 1927 году, в результате которых были завалены землей кюветы, сдавлены водоотводные лотки, разрушены бетонные перепады, искривлены нижнее и верхнее строение деревянных мостов.

29 июля 1955 года внезапно произошли сильные подвижки оползневого массива косогора, вызвавшие перерыв в движении поездов на 30 часов. После этого по проектам Ленгипротранса произведен комплекс восстановительных и защитных работ по укреплению Ульяновского косогора. В конце 1978 года оползневые процессы активизировались на 892 и 893 км косогора.

Весной 1979 года на 892 км произошел крупный оползень, движение поездов было прекращено на четверо суток. Значительные деформации произошли также и в 1991 году.

gudok.ru/index.php/news/14064