Заводу сохранили старый брэнд

Вадим Швецов считает, что уазики будут хорошо продаваться и под старым названием

Со вчерашнего дня сборочные предприятия «Северсталь-авто» перешли под новый брэнд SOLLERS. Этот шаг связан с изменением стратегии компании, которая теперь будет ориентирована не на лицензионную сборку автомобилей, а на их последующую продажу и обслуживание. Тем временем основной сборочный актив холдинга — ОАО «УАЗ» будет работать под прежним брэндом. Аналитики позитивно оценивают новую стратегию и говорят, что к ее смене «Северсталь-авто» подтолкнуло появление в России иностранных автозаводов.

Основной владелец ОАО «Северсталь-авто» Вадим Швецов решил переименовать компанию — с лета этого года она начнет работать под брэндом SOLLERS. Этот брэнд будет зонтичным: переименуется как сама «Северсталь-авто», а так и ее новые автосборочные предприятия. Со вчерашнего дня переименованы «Северстальавто-Елабуга» (выпускает коммерческий фургон Fiat Ducato) и Завод микролитражных автомобилей (ЗМА, собирает легковые модели корейской SsangYong и итальянского FIAT). После того как общее собрание акционеров «Северсталь-авто» 30 мая этого года официально одобрит переименование, его поменяет и головная компания холдинга. «Старые» активы компании — Ульяновский автозавод (УАЗ, собирает внедорожники UAZ) и Заволжский моторный завод (оба приобретены в 2000-2001 годах) — сохранят прежние названия.

«Брэнд УАЗа меняться не будет — говорит исполнительный директор завода Сергей Юрасов. — Это мировой брэнд, узнаваемый везде, и он позволит сохранять уровень продаж. УАЗ будет всегда, даже если Ульяновск переименуют в Симбирск». Между тем господин Швецов ранее заявлял, что если коллектив УАЗа захочет изменить брэнд, он возражать не будет.

Ъ ОАО «Северсталь-авто» создано в марте 2002 года. Контрольным пакетом (58% акций) владеет Вадим Швецов, 42% акций находятся в свободном обращении. Выручка по МСФО в 2006 году — $1,23 млрд, чистая прибыль — $67 млн.

Ъ ОАО «УАЗ» — входит в холдинг «Северсталь-авто» с 2000 года. По итогам 2007 года, произвел на 13% больше автомобилей, чем в 2006 году — свыше 72 тыс. Из них 40 тыс. — старый грузовой ряд, 32 тыс. — легковой ряд. Основными акционерами компании являются ОАО «Северсталь-авто» (66,07%), кипрская Lindsell Enterprises Limited (11,20%), «Росимущество» ( 13,19%). Прибыль в прошлом году составила $54,5 млн.

Смену брэнда господин Швецов связывает с новой стратегией развития компании до 2015 года. Ее параметры одобрены советом директоров «Северсталь-авто» в начале этого года. Стратегия предполагает, что теперь приоритетом для компании будет не сборка иномарок, а их последующая продажа и обслуживание через собственную дилерскую сеть (сейчас «Северсталь-авто» продает машины только через независимых дилеров). По словам Вадима Швецова, маржа в продажах и сервисе выше — в среднем рентабельность этого бизнеса по EBIDTА составляет 10-15%, тогда как в автосборке не превышает 3-5%.

Таким образом, ключевым направлением для «Северсталь-авто» становится собственная дилерская сеть. Сеть также получит название SOLLERS и будет состоять из мультибрэндовых центров по продаже легковых и коммерческих автомобилей, которые компания будет либо собирать сама, либо импортировать. На первом этапе планируется построить 16 центров в Москве и регионах, а в перспективе их количество будет утроено. В первые 16 центров будет вложено $139 млн. Общие инвестиции в сеть и реализацию стратегии до 2015 года Вадим Швецов назвать затруднился. Он уточнил лишь, что в будущем салоны SOLLERS будут продавать половину коммерческих и десятую часть легковых машин, собираемых заводами «Северсталь-авто» в России. Продукция УАЗа будет так же реализовываться через салоны SOLLERS. Ранее ульяновский автозавод не располагал собственной дилерской сетью, и, как отмечают на заводе, новшества должны позитивно сказаться на продажах УАЗа.

Кирилл Таченников из ФК «Открытие» называет новую стратегию «Северсталь-авто» «позитивной новостью для инвесторов компании». Он отмечает, что до последнего времени «компания воспринималась рынком как некий конгломерат заводов, которые выпускают автомобили в режиме промсборки». «Но теперь в России появляются заводы иностранных концернов, которые хорошо управляют себестоимостью, и если «Северсталь-авто» по-прежнему будет ориентирована на автосборку, ей будет сложно конкурировать с иностранцами», — говорит он. Иван Бончев из Ernst&Young также считает идею развития сервисно-сбытового бизнеса перспективной и говорит, что, если «Северсталь-авто» в дальнейшем расстанется с контролем над своими автосборочными площадками, «это будет вполне естественно». По словам эксперта, компания не раз уже декларировала, что не намерена самостоятельно развивать продуктовый ряд заводов, поэтому контроль над предприятиями в перспективе для нее не принципиален. Более того, отмечает Иван Бончев, это может быть одним из условий соглашений «Северсталь-авто» с ее партнерами по лицензионной сборке: Ssang Young, FIAT или Isuzu. В самой компании условия соглашений не раскрывают.

www.kommersant.ru/region/samara/page.htm?year=2008&issue=87&id=261144&section=7266