На днях руководство национального парка «Самарская Лука» и Жигулевского государственного заповедника решило ввести плату за вход. Только такими мерами сотрудники надеются спасти уникальный заповедник от уничтожения экосистемы. Случай отражает общую тенденцию. Все больше российских парков и скверов на грани уничтожения. Россияне вместо привычного зеленого островка под окнами обнаруживают стройплощадку. Причем огромное число вырубок происходит с нарушением законодательства. «Новые Известия» попытались разобраться, кому и чем не угодили деревья, кусты и клумбы.
Редкий город можно назвать цветущим. Деревья и газоны приносят в жертву массовой застройке. Дело доходит до драк. Причем, даже если суд признал вырубку незаконной, вовсе не факт, что она прекратится.
Нам это не к лицу?
По нормативам в Москве на каждого жителя должно приходиться 25 кв. метров зелени. Сейчас этот показатель – 16 кв. метров. Городские власти считают его нормальным для мегаполиса. «Был период в середине 90-х, когда деревья массово вырубались, – рассказала «НИ» председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко. – Нас спасла русская безалаберность. Многие москвичи, переезжая в новостройки, самостоятельно сажали деревья, и это нигде не учитывалось. Так что образовался своего рода запас, который компенсировал ущерб от вырубки». Впрочем, объем зеленых насаждений все равно продолжает сокращаться. «Масштабное строительство идет в Москворецком парке, на ВВЦ построен роскошный замок, Сиреневый сад на Щелковской отстаиваем годами», – загибает пальцы председатель Комитета защиты москвичей Сергей Митрохин.
«Зеленая война» ведется и в Санкт-Петербурге, передает собкор «НИ» Наталья ШЕРГИНА. За последние пять лет город потерял до 20% своих «зеленых легких». И наступление продолжается. Так, бизнесмен Александр Редозубов приобрел 3 га территории памятника федерального значения – Таврического сада. Он намерен построить на месте бывших оранжерей элитное жилье и офисы и уже предъявил чиновникам макет будущего комплекса.
Но этот случай скорее исключение. В основном застройщики атакуют обычные скверы, за которые заступиться могут разве что пенсионеры. Жители пяти домов микрорайона Полюстрово назвали зеленую зону между зданиями сквером Подводников. В центре сквера аллея молодых дубков – в память о 20 советских подводных лодках, погибших после Великой Отечественной войны. Ранним утром 23 мая в сквере появились рабочие с бензопилами, пояснив, что на его месте планируется построить многоэтажный дом. «Они нам предъявили порубочные билеты без печатей и попытались спилить наши деревья, – говорит активистка движения «Охтинская дуга» Елена Малышева. – Рабочим удалось выкорчевать цветущий куст жасмина и надрубить цветущие каштаны». Жители организовали круглосуточное дежурство и подали жалобу в Страсбургский суд, поскольку несколько дней назад суд Калининского района отказался признать уничтожение сквера незаконным. По документам градостроителей сквера просто не существует.
За дуб – «Черемухой»
В других регионах битвы за зелень ведутся не менее ожесточенно. В Ульяновске в детском парке имени Александра Матросова вовсю идет строительство центра художественной гимнастики, автомобильной стоянки и семиэтажной гостиницы, сообщает собкор «НИ» Михаил БЕЛЫЙ. При этом согласно предпроектной документации планируется вырубка как минимум сорока деревьев. «Это зеленая зона, поэтому вести здесь масштабное строительство нельзя», – пояснил «НИ» эколог Александр Брагин. Руководство областного Госэкоконтроля придерживается аналогичного мнения, заявляя, что бизнесменам было указано на «невозможность получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект строительства в его настоящем виде». Вице-мэр Ульяновска Александр Букин, в свою очередь, сообщил, что «земельный участок под строительство в парке им. А. Матросова мэрией города не предоставлялся, разрешение на строительство не выдавалось».
Невероятно, но факт: госструктуры рапортуют о нарушениях природоохранного законодательства, а стройка идет. Ларчик отрывается просто: в суде, где рассматривается «парковое дело», выяснилось, что в городской администрации пущен лист согласования о выделении соответствующего земельного участка, в то время как чиновники продолжают отрицать информацию о начале какого-либо строительства в зеленой зоне.
Расхождения чиновничьих слов с делом не оставляют горожанам другого выхода, как спасать деревья самостоятельно, пусть и не всегда законными методами. В Самаре в самом разгаре скандал по поводу возведения многоэтажного дома на Воронежских озерах, передает корреспондент «НИ» Сергей ИШКОВ. Несколько лет назад местные жители добились, чтобы сквер с водоемом очистили, и превратили его в настоящий оазис. Сюда приходят с детьми, ловят рыбу. И вот теперь там планируется стройка. По словам руководителя фирмы-застройщика Вилдана Салямова, вреда месту отдыха работы не нанесут. Эксперты убеждены, что это не так. «При строительстве возможно изменение карстовой структуры пород и пересыхание озер в парке», – объясняет председатель Международного социально-экологического союза Сергей Симак.
В качестве компенсации предприниматель пообещал проложить новые коммуникации, построить детский сад и соорудить аллею фонтанов. Жители на сделку не пошли. Сначала собрали 2,5 тыс. подписей под петицией, потом начали устраивать митинги. Увы, ничего не помогало: представители фирмы приступили к вырубке деревьев. Тогда в ход пошли кулаки. Водителю грузовика, который привез блоки для ограждения строительной площадки, брызнули в лицо из газового баллончика, другому строителю сломали сотовый телефон, которым он пытался снимать завязавшуюся драку.
Прокуратура Промышленного района Самары признала возведение комплекса незаконным и вынесла протест в адрес главы Самары Виктора Тархова. Пока прокуратура ждет ответа из мэрии, жильцы продолжают драться с рабочими.
Отстаивать деревья с кулаками пришлось и жителям Краснодара, сообщает собкор «НИ» в регионе Сергей ПЕРОВ. Два года назад жители микрорайона Гидростроителей пресекли попытку спилить березовую рощу и построить там развлекательный центр. После отпора, полученного от обитателей соседних домов, городская администрация провела публичные слушания и отозвала решение о строительстве. Роща, которую до этого не убирали, поставили на финансирование, и теперь она считается гордостью города.
Гуляешь – заплати
Оригинальный способ остановить уничтожение парков предлагают экологи. «Целесообразно ввести плату по принципу столичного Парка Горького в тех зеленых зонах, куда люди приходят развлекаться, – рассказала «НИ» Вера Степаненко. – Кроме того, платный вход окажет хорошее дисциплинирующее воздействие. Мусорить точно меньше будут».
Проверить это предложение на практике решило руководство национального парка «Самарская Лука». Теперь на территорию можно попасть лишь по путевкам стоимостью 50–75 рублей. Кроме того, руководство парка увеличило размер штрафа за сваленный мусор до 1 тыс. рублей.
«Мы приняли решение, без которого просто не обойтись, – говорит директор парка Александр Губернаторов. – Раз сюда приезжают столько туристов, приходится принимать ограничительные меры».
Требую компенсации!
Стоит отметить, что с уничтожением зеленых зон борются не только кулаками и рублем. В Москве рассматриваются поправки к законам, по которым запрещено корректировать границы особо охраняемых природных зон чаще, чем раз в три года. При этом «отрезать» можно будет не более 1% территории. Но эксперты опасаются, что это не спасет столичные деревья. «Получается, что каждый год можно легально отрезать по 50 га от особо охраняемых зон, – рассказал «НИ» Сергей Митрохин. – К чему это приведет, догадаться нетрудно. Инвесторы начнут приглядываться к особо охраняемым зонам и терпеливо ждать своей очереди».
В Рязани принятие похожего закона превратилось в целую эпопею, передает корреспондент «НИ» в регионе Зоя МОЗАЛЕВА. Несколько лет назад городской Совет принял мораторий на изменение границ объектов озеленения города. Более 180 парков, скверов, бульваров и других зеленых зон попали под защиту. Однако спустя месяц депутаты отменили мораторий… а потом приняли обратно. Сейчас на экологическом фронте временное затишье. Жители с интересом следят за развитием событий.
В администрациях многих городов в ответ на претензии горожан разводят руками: денег на содержание парков нет, вот и отдаем под застройку. Но дело не только в этом. Дом, построенный на месте парка, обойдется инвестору дешевле здания, возведенного в уже жилом районе: расселять никого не надо. Зато доход колоссальный – жилплощадь в новостройке с видом на лес расхватают как горячие пирожки. Можно получить прибыль и без строительства жилых домов. «Бизнес рассматривает парки, как лакомые куски, где можно расставить многочисленные магазины и кафе. Парки, как правило, располагаются в удачных местах, там имеются заасфальтированные дорожки, подведены коммуникации. Заметьте, что никто из коммерсантов не обращается к властям с просьбой предоставить пустырь», – пояснил «НИ» ульяновский краевед Сергей Петров.
Свою лепту в уничтожение зеленых насаждений вносит безнаказанность. За незаконную вырубку полагается штраф в 150 тыс., однако виновных находят редко. «Они либо вырубают деревья ночью, либо нанимают рабочих, которые заказчика и в глаза не видели, – говорит Сергей Митрохин. – В случае поимки хозяина оштрафуют на 1,5–2 тыс. рублей».
Лазеек для застройщиков, увы, великое множество. «Например, очень остро стоит проблема сторонних собственников, – рассказала «НИ» Вера Степаненко. – У них есть все права на территорию еще с советских времен, и нам остается либо их уговаривать переехать в другое место, если их деятельность вредит экологии, либо сменить ее на более природоохранную».
Понятно, что самый большой интерес у застройщиков вызывают особо охраняемые природные зоны. Но строить на этой территории запрещено, и они прибегают к так называемой корректировке границ природных зон. «Часть территории изымается, и там разрешается строительство и другая хозяйственная деятельность, – сообщил «НИ» г-н Митрохин. – Недавно были скорректированы границы парка Покровское-Стрешнево».
Конечно, вместо уничтоженного сквера застройщики обязаны высадить деревья в другом месте. Но саженцы не могут сравниться по экологическому эффекту с взрослыми деревьями. Пенсионерам и мамам с колясками неудобно бегать в парк, расположенный за много километров. К тому же молодые деревца проще уничтожить. Так, недавно рядом со столичным кинотеатром им. Моссовета были вырублены каштаны, на их месте посажены молодые деревца и размещен щит с надписью: «Столько-то вырублено, столько-то посажено». Причем вторая цифра значительно превышала первую. Однако вскоре саженцы исчезли, а вместо них появился забор с табличкой: идет строительство офисного здания.
Мест для компенсационного озеленения в бурно развивающихся городах остается все меньше и меньше. «Практически всегда компенсация происходит со снижением качества насаждений, – пояснил «НИ» Сергей Митрохин. – Например, на Рублевском шоссе велась застройка вплотную к хвойному лесу. Компенсация была проведена, деревья высадили с другой стороны площадки, но уже лиственные».
По всей России небоскребы ведут наступление на деревья, бульдозеры – на старушек и мам с колясками. Академик Дмитрий Лихачев писал, что городской парк – «идеальная культура, в которой облагороженная природа идеально слита с добрым к ней человеком». Судя по всему, и с культурой у нас слабовато, и с благородством, и с добротой. Если так и дальше пойдет, чтобы вдохнуть полную грудь озона, россиянам нужно будет ездить куда-нибудь в тайгу.