Северный ветер так и старается забросить пригоршни ледяных капель в чуть приоткрытую форточку. Закрывать не решаюсь: женская половина нашей экспедиции за ульяновскими чудесами задыхается от табачного дыма. На вежливые просьбы прекратить курение, водитель нагло выпучивает глаза и демонстративно щелкает зажигалкой.
Настроение мерзкое. Телевизионщикам ещё грустнее – дождь может сократить разнообразие сюжетов.
Но, наконец, и Комаровка. Мокрая дорога приводит нас к кованым воротам Свято-Михайловского женского монастыря
И – вот оно – первое чудо: на клочки разорвав грязные тучи, хлынули на землю тёплые солнечные лучи. Будет съёмка!
В монастыре – всё в движение. Женщины метут перед нашими ногами дорожки, выкладывают на них узоры из цветов. Здороваются, как на празднике:
– Христос воскрес!
Спрашиваем, по какому случаю праздничные хлопоты. Монахиня, не поднимая глаз, отвечает:
– Долгожданное чудо у нас: с крестным ходом в монастырь прибывает чудотворная Жадовская Казанская икона Божией Матери!
(в рамку) Чудотворная Жадовская Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь Симбирской епархии. Она находится в Свято-Богородице-Казанском Жадовском мужском монастыре (Барышский район). Образ был чудесно явлен в конце семнадцатого века одному крестьянину, парализованному в течение многих лет. Крестьянин молился перед Казанской иконой. Пречистая Дева явилась ему во сне и повелела отправиться к реке Самородке за селом Жадовка. Там, после обретения образа Пресвятой Богородицы, ему было обещано исцеление. И ныне по молитвам ко святой иконе отмечено множество случаев чудес и исцелений.
Как торжественно и весело залились монастырские колокола! Там, вдали, показались хоругви крестного хода. Навстречу со своими реликвиями выступил крестный ход женского монастыря.
Кажется, что от всего исходит золотистый свет. Может быть, обман зрения, вызванный волнением от необычности происходящего? Смотрю на монитор фотоаппарата – эффект тот же. Делаю пробный снимок – кадр словно покрыт позолотой.
Сияет радостью игуменья матушка Магдалина. Наши вопросы о чудесах она воспринимает без иронии, отвечает охотно.
– Чудо в том, что наш монастырь единственный в России, построенный после революции на новом месте, – рассказывает матушка. – Все действующие ныне обители восстановлены из руин, либо никогда не закрывались. А наш возник, можно сказать в чистом поле – здесь у полуразрушенного храма коровы паслись.
Начало святому месту было положено тоже чудесным образом. В начале
90 – х годов епископу, а ныне архиепископу Симбирскому и Мелекесскому Проклу, приснился сон: будто явился ему Архистратег Михаил и благословил пастыря на строительство монастыря именно на этом месте.
А место это связано с именем Архангела: в его честь в 1917 году здесь был построен и освящён храм. Церковь строилась долго с 1895 году, а действовала всего один день. Комаровские православные успели отслужить единственную службу и храм, еще не расписанный изнутри, был новой властью закрыт.
Последующие события показали, что Архистратиг Божий Михаил сохранил свое детище. Попытка ревкома с помощью одурманенных самогоном мужиков разобрать храм окончилась трагедией. Едва мужики успели снять с грехом пополам несколько рядов кирпичей с колокольни, как на глазах толпы произошло неожиданное. Оба ретивых исполнителя воли безбожников грохнулись с высоты на землю: один насмерть, другой сильно покалечился. После этого церковь оставили в покое. В разное время там размещался сельсовет, потом склад.
С приездом в Ульяновскую область матушки Магдалины началось возрождение храма и строительство монастыря. Здесь всё с нуля, но прочно и красиво. Игуменья до монашества закончила Ульяновский политехнический институт, по специальности архитектор. Преподавала в институте 10 лет, работала начальником управления охраны памятников. Словом, стройка – её стихия, неслучайно и послушание на строительство монастыря получила. Начинали с маленьких домиков, собранных из старых срубов. Отлучиться со стройки было невозможно: безработное население тащило всё, что плохо лежало. Но вскоре комаровцы заметили, что проку от ворованного нет: построенное из монастырского материала или сгорало, либо в семье воришки случались большие неприятности.
Сейчас монастырь вполне обустроен. Есть свой сестринский корпус с трапезной, построены гостиница для паломников, дома для священников, хоздвор, коровник и гараж, огород и пасека. Приведен в порядок целебный источник, что под горой у монастыря. Он освящён во имя Архангела Михаила. Вода в нём целебная, по составу идентична знаменитой ундоровской. Живую силу воде добавляет голубая глина, на залежах которой расположен источник. Но главная сила в – святости родника.
Чудесным образом попала в монастырь икона Казанской Божией Матери. Её матушке Магдалине отдали в Ульяновске. Когда икону посмотрели специалисты, выяснилось: лик – точный список с Жадовской Чудотворной иконы Божией Матери. Таких списков, сделанных ещё до революции, только два. Паломники говорят, что икона исцеляет и помогает молящимся. Об этом свидетельствуют многочисленные цепочки, крестики на убранстве иконы. Это приношения чудесно исцелённых.
В монастыре всегда многолюдно. Гостиница на 50 человек уже тесна, строится вторая очередь. Проживание и питание здесь бесплатное. Но не за этим едут в монастырь люди из дальних уголков страны. Главное чудо монастыря – благодать, то самое золотое свечение, от которого на душе становится светло и радостно.