Школьные и студенческие команды Ульяновска выявили сильнейшего в финале открытой городской лиги КВН.

Гостями стали известные КВНщики, выступавшие в Высшей лиге и полюбившиеся миллионам телезрителей. В жюри заседал Николай (Колян) Наумов из команды “Парма”. Он известен тем, что первым ввел на сцене Клуба веселых и находчивых образ гопника. Перед началом финальных соревнований Колян на радость публике продемонстрировал свои фирменные финты – характерный резкий выброс ноги в сторону и отвратительный, гаденький смех.

Ведущим вечера стал Ренат Фатхулин, КВНщик из Москвы, актер и автор команды “Сборная малых народов”. Он выполнял роль Александра Маслякова. Как и многолетнему ведущему высшей лиги, ему приходилось а) недоуменно-раздраженно поднимать брови в момент неудачных шуток на разминке, б) всем своим видом изображать интеллектуальное превосходство, когда в процессе выступления юные ульяновцы начинали апеллировать к нему, в) снисходительно улыбаться, когда шутки более-менее удавались. Со своей миссией Ринат справился на “отлично”, чего не скажешь о самих командах.

В финале приняли участие широко известные в узких кругах КВНовские коллективы, всего 7 наименований: “Коммуналка”,

“Постдам”, “Градус” (в составе только девушки), “Мелочь, но приятно”, “Летучий случай”, “Университеты”(в составе всего два человека, парни) и “Принесенные ветром”. В упорной борьбе победу одержала парочка экспрессивных студентов из “Университетов”. В награду они получат средства на выступление во взрослой лиге АМИК.

Считается, что КВН традиционно отличается злободневностью, актуальностью, свежестью шуток. Поэтому его невозможно представить вне информационного пространства, формируемого центральными СМИ. Однако большинству молодых людей неинтересно/лень следить за выпусками “Новостей”, для них КВН – едва ли не главный источник информации. Невозможно переоценить влияние, которое это движение оказывает на молодежь. КВН сам формирует информационное и культурное пространство современного подростка. Достаточно посмотреть одно выступление любого уровня, и становится понятно, чем заняты умы тинейджеров.

Возможно, кто-то не согласится, но, на мой взгляд, современное КВН-движение переживает тяжелый кризис. Это ясно даже по выступлениям топ-команд, которые мы можем наблюдать по пятницам на Первом канале.

По-прежнему видим красивых людей, которые танцуют, поют и шутят, иногда даже смешно. По-прежнему публика воспринимает все, что бы они ни сделали, с огромным энтузиазмом.

Но авторы исписались, им уже все труднее найти что-то новое, оригинальное. За неимением лучшего они выжимают все возможное из старых тем. Их не так уж много, можно составить список, в который каждый год добавляется не более одной-двух новых.

Вот примерный перечень: гопники, Дима Билан, Ксения Собчак, “Дом-2”, футбол, хоккей, Путин и Медведев, национальный вопрос, ипотека, гомосексуалисты. Недавно, буквально в этом году, добавилась тема нового молодежного движения “эмо”. Юноши шутят про нелогичность мышления девушек, девушки шутят на тему “богатого и наивного мужа, который отвезет их отдыхать в Египет”.

Локальные КВНовские лиги, разумеется, всецело ориентируются на “генеральную линию партии”. Хотя глагол “ориентироваться” не отражает всей трагичности ситуации. Лучше и честнее будет заменить его на “слепо копируют”.

Симбирские школьники ничем не отличаются от своих коллег из “телевизионных” лиг, разве что шутки значительно примитивнее. Поскольку лига локальная, универсальный набор тем разбавлен шутками местного значения. В Ульяновске резко увеличивается объем шуток про гопников, предметом юмора становится также недостроенный мост через Волгу,

сама Волга, “уазики”, маршрутки, плохие дороги… В общем, картина получается не очень приглядная. Что, в нашем городе и пошутить больше не о чем?

Про гопников стоит сказать особо. Каждая третья шутка была посвящена парням, которые любят грызть семечки, сидеть на корточках и носить характерной формы шапочки. Мальчики (и, кстати, девочки) вдохновенно изображали группировщиков. Даже страшно становилось от того, как здорово у них получается входить в эту роль. Как бы не перешагнули точку невозвращения!

Насмешить людей можно по-разному. Можно блистать остроумием. Вовремя говорить какие-то нелепости. Изображать нечто вроде пантомимы. Неуклюже танцевать. Всячески кривляться. Можно использовать костюмы. Или привлечь к участию маленьких детей. Очень смешно, когда крошки шутят на взрослые темы. Два карапуза из младших классов говорят: “Мы поняли, что девушкам нравятся сильные и умные парни… Блин”.

Лексика КВНовских соревнований тоже весьма специфична. Хотя ребята не перешагивают определенную грань, но, во всяком случае, стремятся использовать все доступные в рамках цензуры средства выразительности.Не точтобы речь школьников стала от этого совсем грязной, но учительнице русского точно бы не понравилось.

Общая картина производит довольно мрачное впечатление. Даже несмотря на некоторые светлые пятна, которые на ней есть. Впрочем, вряд ли в этом большая вина региональной лиги, ее организаторов и самих команд – они существуют в рамках сложившейся системы, которая с каждым годом устаревает, накапливает недостатки, исправлять которые все сложнее.