Оказывается, и в мире физкультуры и спорта есть место научной мысли. Доказательство тому – успешная деятельность доцента УлГУ Олега Жукова, позволяющая воспитать у детей не только любовь к урокам физкультуры, но и стремление к здоровому образу жизни.
Досье “Вестника”
Жуков Олег Федорович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории спорта и оздоровительных технологий УлГУ. Окончил Ульяновский государственный педагогический институт по специальности «Физическое воспитание». Работал тренером-преподавателем в детско-юношеской спортивной школе №1 Ульяновского гороно и на стадионе «Заря», учителем физической культуры в средних школах №74 и №83, заместителем директора школы №83. В декабре 2001 года принят на должность директора Центра содействия укреплению здоровья Ульяновского государственного университета. В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Теория и методика профессионального образования». В 2007 году Олегу Федоровичу присвоено звание “доцент”. В УлГУ читает лекции, проводит практические и лабораторные занятия. Автор 52 научных и учебно-методических трудов. Входил в десятку лучших преподавателей Института медицины, экологии и физической культуры по итогам университетского рейтинга. Проводит большую общественную работу, являясь спортивным директором Ульяновского регионального отделения общественной благотворительной организации помощи людям с умственной отсталостью «Специальная олимпиада России».
Выпускник педуниверситета Жуков не понаслышке знает о проблемах физвоспитания в российских школах – учителем физкультуры он проработал почти двадцать лет. На вопрос, как сделал шаг в столь далекий от спорта мир науки, Олег Федорович отвечает:
– Не мог спокойно смотреть на то, каким образом в школах детей «приобщают» к спорту, захотелось что-то изменить, активно вмешаться в процесс физвоспитания наших детей. Кроме того, на кафедре теории спорта и оздоровительных технологий, где я работаю, столь творческая атмосфера, что не заразиться духом научного поиска просто невозможно. Мы с коллегами предложили внедрить в школьную программу не отдельные элементы борьбы за здоровье детей, а систему. Наши разработки включают в себя восемь компонентов, которые должны коренным образом изменить ситуацию к лучшему. Учитель сможет, опираясь на них, проследить динамику развития и здоровья детей, добиться значительного его улучшения.
Изюминка программы Жукова – личностно-ориентированный подход, когда для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная траектория развития. На это работают регулярно проводимые мониторинги здоровья и повышение квалификации педагогов, психолого-педагогическое сопровождение и работа с родителями. Программа Олега Жукова встает на защиту интересов ребенка, учитывая личность каждого.
– Нынешняя школьная программа по физической культуре в неделю использует только 10 процентов организованной двигательной активности детей, – говорит Жуков. – Не секрет, что многие школьники отлынивают от уроков физкультуры, зато покупают дорогостоящие абонементы в фитнес-клубы, тренажерные залы. Спорт интересует детей, но не в форме школьной обязаловки. Изменить ситуацию можно и нужно.
По словам Олега Федоровича, в течение последнего десятилетия на смену акселерации приходит деселерация – замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа. Около трети детей, поступающих в школу, уже имеют хроническую патологию. Бороться с этим по методу Жукова уже начали в школе № 19 Димитровграда, лицее № 40 УлГУ. Здесь рассматривают здоровье сбережение как педагогическую систему, важную часть системы образования. При этом школа не только защищает детей от факторов риска, но и формирует стремление к здоровому образу жизни как норме жизни для своих воспитанников, их близких. Используемая в этих образовательных учреждениях программа Жукова получила грант Российского научного гуманитарного фонда.
Еще одно направление деятельности новатора – основы спортивной тренировки детей с нарушениями интеллекта.
– В России зарегистрировано около миллиона таких людей, в реальности их гораздо больше. Более того, при общем сокращении населения число детей с интеллектуальными дефектами растет. Проблема заботы о них становится все более актуальной. И здесь приходят на помощь физическая культура и спорт. Медицина зачастую бессильна помочь человеку с ментальными проблемами. А спорт, точнее адаптивный спорт, может помочь, и помогает порой с самыми феноменальными результатами. Сейчас каждый третий выпускник коррекционной школы или детского дома сравнительно быстро попадает под влияние различных криминальных элементов. Несколько лет настойчивых занятий спортом могут принципиально изменить ситуацию. Спорт помогает ребенку повысить свои физические возможности, развить коммуникативные способности, формирует личностные качества, необходимые для адаптации в жизни.
Проект Жукова и его коллег направлен на разработку системы социальной адаптации детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры и спорта в рамках Специальной олимпиады. Разрабатываются методики обучения «проблемных» детей двигательным умениям и навыкам, воспитания физических качеств, стандарты физического развития и физической подготовленности, созданы и внедрены программы повышения квалификации специалистов-физкультурников, работающих с подобными детьми.
Олег Федорович заведует реабилитационным центром УлГУ для инвалидов. Для него это и возможность оказать поддержку людям, испытавшим жестокость судьбы, и экспериментальная площадка для научных исследований. Люди с ограниченными возможностями имеют право на радость и здоровье. Помочь им в этом могут физические нагрузки. И неравнодушные ученые, стремящиеся к научным новациям даже в таком «неинтеллектуальном» мире, как физкультура и спорт.