Вряд ли нужно объяснять, насколько для населения области важны результаты работы службы участковых инспекторов. Однако у нас в области внутри самой службы участковых инспекторов происходит нечто
ненормальное.
Бич участковых
В повседневной жизни своих участковых население зачастую даже в глаза никогда не видело. Мне удалось разговорить на эту тему одного из участковых милиционеров Заволжского РУВД – майора Игоря Осипова.
Прежде всего, проблема состоит в том, что круг прямых обязанностей участкового на сегодняшний день практически безграничен. Это и участие в раскрытии уголовных преступлений, борьба с мелкими жуликами, со шпаной на улицах, с семейными дебоширами, с алкашами, распивающими прямо на улицах, правонарушения несовершеннолетними. Отвечают уастковые и за профилактику преступлений, и за несанкционированную торговлю на улицах, и за то, как и чем торгуют в легальных магазинах. А еще ответственен за санитарное благосостояние вверенного ему участка.
В качестве примера необъятности обязанностей участкового и невозможности с его стороны на законном основании решить проблему, можно привести ситуацию с ночными парковками. Никого из вышестоящего начальства абсолютно не волнует то обстоятельство, что чаще всего на таких парковках ставят машины жители окрестных домов. При этом формально они ничего не нарушают, ведь никаких знаков, запрещающих ночные стоянки в таких местах нет. Значит, нет никаких законных оснований бороться с этими нарушениями. Но с участкового, всегда и за это спросить можно.
Губернатор Сергей Морозов уже несколько лет пытается реанимировать в области народные дружины. Чиновники покорно выполняют его волю. Но как? Не умея или не желая организовать действенные дружины, они присылают дежурить, например, на участок Игоря Осипова, дам весьма преклонных лет из районной администрации. По вечером на улице их самих охранять нужно…
Полностью и качественно исполнять все эти обязанности не может никто. Это дает возможность начальству жучить почем зря неугодных ему сотрудников и «приподнимать» тех, кто сумел найти с начальством общий язык.
Служба вне закона
На участковых возлагается еще целый ряд обязанностей, которые прямо противоречат Закону о милиции. Например, они обязаны принимать участия в охране общественного порядка во время проведения спортивных соревнований, народных гуляний и проч. При этом напрочь игнорируется положение Закона о милиции, предписывающее, что участковые обязаны работать только на своей территории.
Чаще всего такого рода мероприятия проходят во внерабочее время. А ведь Закон о милиции определяет, что участковые должны работать только 42 часа в неделю. Остальное время должно оплачиваться, как сверхурочное. Таких денег участковые сроду «в глаза не видели». А чего стоят суточные дежурства по РУВД? Участковым с Верхней Террасы приходится выходить на такие дежурства до семи раз в месяц. Вполне естественно, что после этого человеку необходимы, как минимум, сутки, чтобы восстановиться. А это уже две недели рабочего времени в течение месяца. Плюс нескончаемые совещания, выходные дни, иногда выпадающие на долю участковых. Что остается после всего этого для исполнения своих прямых обязанностей?
Кстати, за все про все, начинающий участковый получает жалкие шесть с небольшим тысяч рублей в месяц. На все вопросы о нарушениях Закона у милицейского начальства один ответ – не нравится, пишите рапорт на увольнение. Многие пишут. Отсюда большая текучка кадров среди участковых. Однако сделать это и не потерять выслугу лет, которая влияет на размеры зарплаты и пенсии, вовсе не просто. Чтобы уйти в другую службу внутри УВД, нужно иметь мощную «мохнатую лапу» либо среди начальства, либо в отделе кадров. Если такой «лапы» нет, то люди уходят даже в армию, только чтобы не работать участковыми по 20 лет.
За службу обидно!
По мнению майора Осипова, участковые, которые все-таки продолжают работать – фанаты своего дела. Причины своего откровения со мной Игорь объяснил просто: «Мне за саму службу обидно. Она нужна. Но то, что происходит сейчас, делает ее малоэффективной и практически не защищающей интересы населения. Мы существуем за счет денег налогоплательщиков. Но эти деньги мы не отрабатываем. Я знаю массу людей из нашей службы, которые способны выполнять свою работу качественно. Но существующая система организации работы внутри самой службы, сводит все их благие намерения на нет. Может быть, публикация в газете привлечет внимание к нашим проблемам?».
Безусловно, майор Осипов рассказал мне далеко не все о проблемах. Но его рассказ во многом объясняет, как и почему киношные Анискины превращаются сегодня в участковых-призраков.