Когда главы городов и районов области, поселений и администраций выставляют свои кандидатуры на очередных выборах, они публично бьют себя в грудь и клянутся, что обустроят нашу жизнь, осчастливят нас своим администрированием. В итоге, мы получаем ту власть, которую выбираем, но почему-то рано или поздно в её деятельность вынуждены вникать федеральные правоохранительные органы и выправлять те ляпы, которые она с лёгкостью допускает, нарушая, а порой и попирая права населения. К примеру, в ходе проверки прокурорами Ульяновской области расходования бюджетных средств за прошлый год выявлено 479 нарушений бюджетного законодательства, с целью устранения которых опротестовано 111 незаконных правовых актов, внесено 93 представления, предъявлено в суды восемь исковых заявлений, по материалам проверок возбуждено пять уголовных дел.

Мы уже писали о том, как прокурор Новоспасского района отменял сам или через суд различные никчёмные постановления и распоряжения его главы. Однако ни г-ну Вражнову, ни его коллегам не откажешь в изобретательности, когда на месте отменённых документов появляются их двойники, только в более изощрённой форме…

Во втором полугодии 2007 года прокурорами Барышского, Николаевского, Сенгилеевского, Сурского, Цильнинского районов опротестованы Положения о бюджетных процессах. В итоге, эти правовые акты приведены в соответствие с законодательством или вовсе отменены. К сожалению, не все органы местного самоуправления справились с поставленной задачей. Прокурор, к примеру, Цильнинского района направил в суд восемь заявлений о признании незаконным бездействия руководства Алгашинского, Анненковского, Большенагаткинского, Елховоозерского, Мокробугурнинского, Новоникулинского, Тимерсянского сельских поселений, а также Цильнинского городского поселения в части невнесения необходимых дополнений в уставы муниципальных образовании.

Есть факты издания исполнительными органами местного самоуправления решений по бюджетным вопросам, которыми должны заниматься представительные органы. Налицо превышение предоставленных законом полномочий. К примеру, по протесту прокурора Мелекесского района отменено незаконное распоряжение Главы районной администрации №33 от 23 января 2007 года, где была утверждена экономическая структура расходов бюджета. В отдельных случаях с превышением компетенции правовые акты принимались и представительными органами: Советами депутатов Павловского и Цильнинского районов в нарушение ст. 154 Бюджетного кодекса РФ были утверждены решения о выделении средств из районных бюджетов. А этим, напротив, должны заниматься местные администрации.

Требования бюджетного законодательства о разработке и представлении одновременно с проектами бюджета прогнозов социально экономического развития территорий, перспективных финансовых планов, балансов финансовых ресурсов не были соблюдены в МО Базарносызганского, Инзенского, Карсунского, Майнского, Новоспасского, Новомалыклинского, Николаевского, Радищевского, Цильнинского, Чердаклинского районов.

В нарушение требований статьи 184.1 БК РФ в решениях о бюджетах на 2008 год сельских поселений Инзенского, Кузоватовского, Майнского, Цильнинского районов не был установлен верхний предел муниципального долга, Николаевского района – перечень главных источников финансирования дефицита бюджета. В решении о бюджете МО «Черёмушкинское сельское поселение» Инзенского района не был установлен размер дефицита местного бюджета. Словом, изменения в бюджет вносятся, а обоснования – нет, и непонятно, на основании чего депутаты принимают бюджет.

Прокурорскими проверками выявлены факты неправомерного определения в местных бюджетах доходов, в частности, связанные с не учётом различных налоговых поступлений. В доходной части бюджета должны быть предусмотрены поступления. Если их нет, то не может быть и расходов. Деньги поступали, а в качестве ассигнований они не учитывались. К примеру, в бюджетах сельских поселений Николаевского района на 2008 год не учтены такие доходы, как госпошлина за совершение нотариальных действий, за выдачу разрешений на установку рекламных конструкций. По всем нарушениям приняты меры реагирования.

Многочисленными являлись нарушения требований законодательства при предоставлении налоговых льгот, установления необоснованных преимуществ для отдельных коммерческих структур.

Повсеместно на территории области прокурорами выявлены факты создания государственными органами и органами местного самоуправления незаконных административных барьеров путём противоправного возложения на хозяйствующих субъектов различных обязанностей, волокиты при осуществлении разрешительных процедур, реализации мероприятии по контролю. В Чердаклинском районе Совет депутатов принял за 2007 год 11 решений о формировании доходной части бюджета, когда в число ответственных были включены коммерческие субъекты. А это незаконно, потому что этим должны заниматься только муниципалы. Все 11 актов, в которых чиновники хотели переложить свои обязанности на коммерческие структуры, отменены.

При анализе ситуации с формированием доходной части регионального и местных бюджетов прокурорскими проверками установлены случаи уклонения налоговых органов от использования предоставленных полномочий, игнорирования требований действующего законодательства при направлении уведомлений и требований, применении мер принудительного взыскания задолженности, привлечении недобросовестных налогоплательщиков к установленной законом ответственности. Прокурорами Кузоватовского, Новомалыклинского, Вешкаймского и Радищевского районов выявлены случаи аккумулирования на счетах муниципальных учреждений соответствующих неналоговых доходов минуя бюджет и их расходования на собственные нужды. Например, отделом образования Кузоватовского района не были перечислены 25 тысяч рублей, полученные от оказания платных услуг.

В течение 2007 года пресечена незаконная практика уклонения муниципальных органов г.Ульяновска, Мелекесского, Новомалыклинского и других районов области от взыскания арендных платежей за пользование муниципальным имуществом.

При принятии местных бюджетов не всегда исполнялись требования БК РФ. К примеру, вопреки ст. 92 объёмы текущих расходов сельских поселений Новомалыклинского и Вешкаймского районов превышали уровень доходов.

В решениях о бюджетах Барышского, сельских поселений Инзенского и Старокулаткинского районов размер дефицита превышал 10% доходов местных бюджетов. Органами власти нарушались требования законодательства при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Так, прокурорами Инзенского, Карсунского, Ульяновского районов и г.Димитровграда выявлены незаконные муниципальные контракты, не содержавшие условий об ответственности поставщиков и подрядчиков за неисполнение или иное нарушение договорных обязательств.

В Базарносызганском районе выявлены нарушения при ведении реестра контрактов, в которых не всегда были сведения о дате проведения аукциона, подведении итогов конкурса и проведения запроса котировок, реквизитах документа, подтверждающего основание заключения контракта. Незаконные правовые акты оспорены и приведены в соответствие с законодательством.

P.S. Всякий руководитель тогда считается на своём месте, когда он не просто хороший человек, а грамотный специалист.