Дон Кихот умер, Санчо Панса похудел, где-то вдалеке маячит одна хилая ветряная мельница. С этого начинается новый спектакль Ульяновского театра драмы «Дульсинея Тобосская», поставленный режиссером Борисом Цейтлиным.

Первая сцена спектакля рассчитана на безусловный эффект. За дощатым столом сидят на табуретах испанские крестьяне XVII века, их одежда, лица, позы, вся обстановка – как будто фрагмент холста старого художника. На заднем плане – гора, образованная нагромождением камней.

На вершине видна маленькая ветряная мельница. По форме декорация напоминает храм, грубо прикрытый камнями, но не разрушенный.

Как только старинная картина ожила и фигуры задвигались, толкая действие, обнаружилось, что Дульсинея Тобосская – флер, мечта, прекрасная дама рыцаря печального образа – простая крестьянка, к тому же старая дева, которая мечтает выйти замуж. Да и зовут ее Альдонса. Но вот что творит легенда: отвергая богатых женихов, девушка ищет кого-то, похожего на Дон Кихота. Он, кстати, и находится – худой, высокий, с бородкой клинышком.

Дальше – по классику: он уходит совершать подвиги в ее честь, она остается ждать его.

На самом деле пьеса Александра Володина – удивительно трогательная. Она о том, что в жизни всегда найдется место Дон Кихоту и Дульсинее, как их ни назови. Другое дело – как все это преподнести. В спектакле Дульсинея – наша ульяновская Нонна Мордюкова. Похожий на Дон Кихота Луис значится в театральной программке предпоследним номером, как раз перед восьмерыми персонажами, объединенными в группу под названием «Поклонники». Похоже, просто не нашлось другого актера на роль Луиса. Нелегкая участь выпала и на долю Дульсинеи. Под конец спектакля она стоит у рампы и ждет своего рыцаря. Актриса взяла паузу. Ждет минуту, две. На заднем плане сцены в это время происходит какое-то движение: гора расходится, сверху спускается экран. Дульсинея ждет. На ее лице появляется отчаяние, что соответствует моменту. Экран висит. Звучит музыка. Ничего не происходит. Дульсинея ждет. Зрителям ясно: что-то заело, надо потерпеть. И вот на экране появляется рисунок Дон Кихота на коне и вместе с Санчо Пансой. По залу проносится вздох облегчения. Дульсинея его разделяет.

И знаете, что мне понравилось во всем этом? Во-первых, верность Санчо – актера Евгения Редюка, а вместе с ним Кларина Шадько, Сергей Кондратенко, Александр Куражев, Борис Александров. А главное – пьеса Володина. Ее ничем не исковеркать. И публика испытывает те же чувства, что вложил в свое произведение автор. За тем и идет в театр.