История Симбирского края и города Симбирска-Ульяновска своими корнями уходит в седую древность, в далекий 1552 год. Именно тогда, во время похода на Казань, царь Иван Грозный с левого берега реки Суры начал обустраивать юго-восточную границу России. В мае 1648 года на правом берегу Волги по Указу царя Алексея Михайловича боярин Богдан Хитрово основал крепость Синбирск…
«И слезает воевода Богдан Хитрово с коня белого, попоной алою укрытого, серебряными подковами подкованного, – пишет димитровградский писатель А. Никонов,- низко в пояс горе кланяется, как не кланялся самому царю Московскому…
Поднялись на Синбир-гору стрельцы-молодцы, пахари да плотники, посадские люди – ремесленники да торговцы. Стали они избы рубить, высокие церкви возводить, крепость ставить, добрую землю пахать, знатными товарами торговать…
И поднялся на высоком Венце, над широкой рекой, на семи ветрах Симбирск-град, славный и похвальный, и в восьми верстах от Москвы-реки, в десяти шагах от Волги-Матушки».
В 40-х годах прошлого века Ульяновск был типичным российским провинциальным городком с населением 110 тысяч человек, в котором имелось всего три больницы. В городе не было ни одной асфальтированной улицы, практически отсутствовал общественный транспорт.
Из предприятий выделялся патронный завод имени Володарского. Кроме него, работали завод автоагрегатного оборудования «Металлист», мебельная фабрика им. Халтурина, кирпичный завод, три предприятия легкой промышленности, несколько комбинатов по производству продуктов питания. Зато здесь дислоцировались сразу четыре военных училища и авиашкола.
С первых дней Великой Отечественной войны Ульяновск стал базой для размещения десятков эвакуированных предприятий. Здесь обрели свою вторую родину Харьковский электромеханический завод – ныне «Контактор», Витебская трикотажная фабрика- «Русь» и другие производства. А всего в наш город были эвакуированы 25 учреждений и крупных организаций союзного значения, в том числе Наркомат Военно-Морского Флота, Управление тыла Волжской военной флотилии, Наркомат Внешторга СССР, ряд крупных научных и учебных заведений. Население Ульяновска к январю 1943 года увеличилось более чем вдвое! Огромное значение для промышленного развития Ульяновска сыграло постановление Государственного Комитета Обороны от 22 июля 1943 года о строительстве в городе автомобильного завода на базе цехов эвакуированного из Москвы автозавода – ЗИС.
В годы войны особенно напряженно трудился коллектив машиностроительного завода имени Володарского. Достаточно сказать, что объем производства по сравнению с 1940 годом здесь возрос в пять с лишним раз. За успешное выполнение заданий 3 июля 1942 года завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени, двум работникам была присуждена Сталинская премия.
Немало ярких страниц в летопись Ульяновска было вписано в послевоенные годы. За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства в 1966 году область была награждена орденом Ленина. В октябре того же года, в связи с подготовкой 100-летию со дня рождения В.И. Ленина Совет Министров СССР подписал постановление «О мерах по развитию города Ульяновска в 1966-1970 годах». Это стало программой реконструкции центральной части города, строительства Ленинского мемориала, гостинцы «Венец», нового корпуса педагогического института и других уникальных объектов. Другой важной вехой в истории Ульяновска и области стало строительство на левом берегу авиационно-промышленного комплекса с городом-спутником.
Трудности последних десятилетий прошлого века не обошли стороной и наш край, но после пережитых страной испытаний Ульяновск начал вновь наращивать свой научно-технический и промышленный потенциал. Предприятия восстановили свои позиции на отечественном и мировом рынках, налаживаются новые экономические связи. Промышленность представляет собой многоотраслевое производство, основу которого составляют 420 крупных и средних предприятий. Важную роль в насыщении территориального рынка приобретают предприятия малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели. Торговые отношения поддерживаются с 69 странами мира!
Ныне город Ульяновск – единое муниципальное образование, имеющее статус городского округа. Город имеет исключительно благоприятное географическое положение. Через территорию города проходят железнодорожные пути, связывающие с Центром, Нижним Поволжьем, Уралом, Казахстаном и Сибирью. Ульяновск располагает двумя аэропортами, способными принимать все типы воздушных судов.
Современные теле-коммуникационные сети позволяют иметь надежную телефонную, телеграфную, факсимильную и другие виды связи со всеми регионами России и другими странами мира.
С нашим городом связаны имена выдающихся политических деятелей: В. Ленина (Ульянова), А. Керенского, историка Н. Карамзина, писателей: И. Гончарова, С. Скитальца, Д. Григоровича, поэтов Н. Языкова, Д. Давыдова, Д. Садовникова, Н. Благова, сатирика Д. Минаева, а также многих известных ученых, артистов, художников и архитекторов.
В Симбирске были открыты в числе первых в России – театр и Карамзинская общественная библиотека.
Ульяновск на протяжении последних лет входит в группу наиболее динамично развивающихся городов России. Безусловно, все последние достижения ульяновцев – это результат очень серьезной конструктивной работы регионального руководства, в первую очередь губернатора Сергея Морозова и мэра Ульяновска Сергея Ермакова, членов партии «Единая Россия».
Стратегической целью экономической политики мэра Сергея Ермакова по-прежнему остается интенсивное развитие промышленности, строительной отрасли, малого и среднего бизнеса, местной промышленности, а также привлечение инвестиций, в том числе зарубежных. Приоритетными направлениями является строительство доступного социального жилья и нового мостового перехода через Волгу, ремонт и реконструкция дорог.
Великолепная природа, социально-экономический, культурный и исторический потенциал русских, татар, чувашей и других народов – все это достояние не только Ульяновска, но и всей России.