Не только в Москве, но и в Ульяновске можно снимать жуткие репортажи о деятельности черных риелторов. Этот бизнес, замешанный на продаже недвижимости и непрямом убийстве хозяев квартир, все чаще оказывается в центре криминальных репортажей. Выяснилось, что и у нас тоже есть свои поселения для жертв риелторов это село Елшанка Ульяновского района и Капышовка Майнского.

Наверное, стоит начать с того, что риелтор – это агент по продаже недвижимости, в частности – жилья.

Он сводит покупателя и продавца квадратных метров, оформляет сделку и получает за это свои комиссионные. Черный риелтор, как правило, работает один, причем с жильем людей одиноких и беззащитных, по большей части – пьющих. В результате такой сделки агент получает всю выручку от продажи квартиры, а бывший ее хозяин не получает ничего, кроме жалкого угла в полуразвалившейся избе в какой-нибудь деревне и энного количества литров технического спирта. Большинство таких бедолаг погибают на самом старте «новой жизни». Сколько их, бесследно сгинувших, трудно предположить: чтобы свести риск к минимуму, черные риелторы ищут своих жертв среди одиноких, о которых вряд ли кто вспомнит, берут их в оборот и пасут вплоть до часа Х. Между тем, в последнее время в ульяновских судах все чаще всплывают дела, замешанные на описанном сценарии.

Видимо, круг «идеальных» для черных риелторов клиентов стремительно сужается, и они начинают рисковать, намечая себе в жертвы людей, за которыми стоят родственники. Вот только один такой пример из практики Засвияжского районного суда. В этом случае жертвой незаконной сделки стал не только один из хозяев квартиры, но и люди, которые эту квартиру купили. Так что история, которая легла в основу этого материала, может послужить предостережением… для тех, кто покупает.

Супруги В. (по понятным причинам обойдемся без фамилий), накопив чуть больше пятисот тысяч рублей, решили в прошлом году купить недвижимость. Хороший знакомый им порекомендовал риелтора. Вот эта «рекомендация» и сыграла фатальную роль, потому что потенциальные покупатели сразу прониклись доверием к «своему человеку». Супруги мельком видели только одного из братьев-хозяев «малосемейки», которую им предложили купить. Они знали, что ему принадлежит три четверти совместного имущества, что он сильно пьет, имеет большие долги по квартплате и живет в квартире один (у брата – свое жилье). Переговоры, все этапы сделки происходили без участия хозяев – риелтор действовал по доверенности братьев. Одна доверенность (брата, который владел 3/4 квартиры) была заверена нотариусом села Большое Нагаткино Цильнинского района, вторая нотариусом города Ижевска. Похоже, у покупателей и вопроса не возникло, почему житель Ульяновска, пьющий, не имеющий ни гроша за душой, вдруг поехал в Большое Нагаткино оформлять доверенность.

Не насторожило их и удмуртское происхождение второй доверенности. Хотя могло насторожить, поскольку второй хозяин квартиры жил в Ульяновске и искать нотариуса именно в Ижевске ему смысла не было.

Сделка состоялась 22 мая 2007 года: покупатели оплатили долг «бывшего» жильца по ЖК-платежам в размере 32 тысяч рублей, передали 540 тысяч рублей в качестве платы за квартиру риелтору, и договор купли-продажи был подписан. А через несколько дней после этого в «проданную» квартиру постучал ее хозяин: брат пришел навестить брата. Ему никто не открыл, а соседи сказали, что Сергей уже несколько дней, как съехал, с тех пор в квартиру приходят мужчины, которые говорят, что они ее у него купили…

Далее события развивались стремительно. Оставшийся «не при делах» второй хозяин квартиры обратился в РУВД Засвияжского района с заявлением о розыске брата.

Он настаивал, что никогда не собирался продавать свою долю квартиры, как, впрочем, не хотел этого делать и его брат, что в глаза не видел никакого риелтора Х (в деле, разумеется, упоминается фамилия риелтора) и, уж конечно, не подписывал с ним доверенности у нотариуса в Удмуртии.

Сделка купли-продажи была приостановлена на стадии регистрации в органе государственной регистрации. В Удмуртию был направлен запрос по поводу оформленной там доверенности… Все самые худшие ожидания новых хозяев квартиры оправдались. И доверенность, на основании которой действовал риелтор, и технический паспорт на квартиру оказались поддельными.

По факту подделки документов возбуждено уголовное дело. «Свой человек» мгновенно исчез в неизвестном направлении. Его телефонный номер хронически недоступен.

Супруги подали судебный иск к объявившемуся второму хозяину квартиры в надежде отстоять свое право на приобретенную недвижимость, поскольку они не имеют никакого отношения к махинациям и деньги заплатили в соответствии с заключенным договором… Но суд оставил их иск без удовлетворения.

Сделка купли-продажи была признана недействительной. В итоге ни квартиры, ни денег.

История другого участника сделки, которую провернул черный риелтор, и вовсе печальна.

25 июня 2007 года в одном из домов села Капышовка Майнского района был обнаружен его труп.

Очевидцы сообщили, что в конце мая в этот дом на иномарке привезли мужчину, которого звали Сергеем. Вслед за новым жильцом внесли немного вещей, еду и пять литровых бутылей какой-то спиртосодержащей жидкости. С этого дня Сергей гулял без просыпу. К нему подключились несколько капышовцев. Жизнь «новосела» Капышовки закончилась практически одновременно с жидкостью в бутылях…

Вероятно, Сергея давно наметили в жертвы. В суде его брат сказал, что документы умершего он всегда хранил у себя, поскольку не доверял его окружению. Но в ноябре 2005 года Сергей выпросил у него паспорт, якобы для устройства на работу. После этого паспорт пропал. Брат брату пояснил, что его забрал на время какой-то новый знакомый по имени Дмитрий. Паспорт появился спустя полтора года. Он словно возник из воздуха вместе с риелтором, который убедил Сергея, что продать квартиру просто необходимо, поскольку на ней висят долги, и пообещал обо всем побеспокоиться лично…