Как правило, промахи и недочеты исполнительной власти, особенно крупные, не выходят дальше зала заседаний областного правительства. Их не бояться признать, но предпочитают, чтобы широкие круги ульяновцев о них не знали. Случаются, конечно, и исключения. Одним из таких редких событий стал доклад министра сельского хозяйства Ульяновской области Александра Якунина «О состоянии и предпринимаемых мерах по обеспечению продовольственной безопасности». Даже депутаты областного парламента, которые и были целевой аудиторией доклада, признали, что «предпринимаемые правительством меры пока не дают желаемых результатов». Переводя с чиновничье-дипломатичного на общечеловеческий: караул, беда!
МИНИМАЛЬНЫЕ УСПЕХИ
Справедливости ради сразу же скажем: практически все возможное для исправления ахового состояния продовольственной безопасности региона делается. Принят соответствующий закон (№ 69-ЗО), вступила в действие программа развития сельского хозяйства на 2008 – 2012 годы, разработана ведомственная целевая программа по производству овощей открытого грунта.
Полным ходом идет работа по созданию вертикально интегрированного производства (это когда одна компания занимается и производством, и переработкой и продажей). Пионерами должны стать ООО «УльяновскРастМасло», холдинг «Черкизовский», ООО «Диком» и группа компаний САХО.
Вдвое (до 600 тысяч) выросло по сравнению с прошлым годом поголовье птицы. К концу года, скорее всего, область будет полностью обеспечена собственным подсолнечным маслом. Расширяются площади посева зерновых – в текущем году на 120 тысяч га, в следующем – еще на 299 тысяч. Область бьет все рекорды по производству картофеля, на 70 % перекрывая собственные потребности.
ОГЛУШИТЕЛЬНЫЕ ПРОВАЛЫ
При этом до сих пор сокращаются посевные площади под овощными культурами, стабильна отрицательная динамика валового сбора сахарной свеклы, полный швах с продукцией животноводства.
На возрождение последнего направлены усилия многочисленных инвесторов, но пока они могут похвастаться лишь громадьем планов. Пока только обещается реконструировать молочно-товарную ферму в СПК им. Гая Сенгилеевского района, свинокомплексы Ульяновского, Чердаклинского и Малыклинского районов, построить целый ряд новых молочных ферм, в том числе, мегаферму на 7 800 голов в Учхозе УГСХ. Несомненно, когда все это богатство вступит в строй, счастливая жизнь, может быть, приблизиться. Пока же цены на мясо и молоко уступают только беспредельной стоимости растительного масла.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Вообще же провальная продовольственная безопасность области лучше всего характеризуется цифрами. Пусть они сухи, но, читатель, не пожалей времени. Оцени.
По официальным статистическим данным, в 2006 году рядовой ульяновец съел в среднем 46 кг мяса (всего 62 % от медицинской нормы), 225 кг молока (58 % ), 268 штук яиц (92 %), 8,3 кг растительного масла (65 %), 92 кг овощей (66 %). В «плюсе» у нас были только картошка и хлеб, каковых мы «переели» на 14 % и 4 % соответственно.
Печально, но даже в недоброй памяти 1990 году, когда в галоп ударились плачевно закончившиеся экономические реформы, ульяновцы съели по 71 кг мяса, по 366 кг молочной продукции и по 376 штук яиц.
Поскольку это практически все цифры, приведенные в докладе Александра Якунина, можно только догадываться, что по умалчиваемым показателям дело обстоит еще хуже…
В уже упомянутом законе «О продовольственной безопасности Ульяновской области» сказано, что эта самая безопасность возможна, только если собственное производство покрывает не менее 80 % потребности. На первое января текущего года ситуация была следующей.
По отношению к медицинским нормам обеспеченность продукцией собственного производства у нас составляла: 51,8 % по мясу, 55,9 % по молоку, 50,5 % по растительному маслу, 60 % по овощам и 67,5 % по сахару. Ладно хоть, что по хлебу эти цифры составляли 136 %, а по картофелю – 166 %.
При этом, по заверению специалистов, имеющиеся в ульяновской пищевой и перерабатывающей промышленности мощности позволяют полностью удовлетворить потребности области. Но – не удовлетворяют…
ГЛАВНОЕ
Перейдем от фактов к реальности. Только сначала объясним, что все-таки представляет собой продовольственная безопасность. Это физическая и экономическая доступность продуктов населению. Под первым подразумевается элементарное наличие продуктов в магазине, а под вторым – способность населения их купить, то есть, доступная цена. В ценах, как нам кажется, и состоит главная проблема.
По заверению властей, в области разработан и утвержден план первоочередных задач по снижению и стабилизации цен на продовольственном рынке. Кто-нибудь из читателей видел его результаты?
Согласно документам, минсельхозобласти контролирует уровень закупочных цен на сырье и отпускных цен на вырабатываемую продукцию по продуктам питания первой необходимости. В случае чего, срочно принимаются меры по их снижению. Кто-нибудь верит?
До сих пор не может решиться вопрос по снижению числа посредников. Интересно, он вообще решается?
Плюс ко всему, Федеральный антимонопольный комитет РФ фактически запретил договариваться властям с сетевыми магазинами о «замораживании» цен. Это, дескать, является нарушением антимонопольного законодательства…
Крайне сомнительной представляется в плане снижение цен идея «Единой России» о введении социальных карточек, своего рода талонов для малообеспеченных. В Ульяновске эта идея впервые прозвучала как раз в ходе обсуждения доклада Якунина. Дело в том (и об этом предупреждают многие политики, например, спикер Совета Федерации Сергей Миронов), что позволяя небольшой части населения приобретать продукты по фиксировано низким ценам, карточная система откроет огромную брешь для коррупции. Перечень продуктов, цены, магазины, в которых будут действительны карточки, список их получателей – все станет предметом торга.
НЕ ВСЕ ПОТЕРЯНО?
Впрочем, власти продолжают работу над обеспечением продовольственной безопасности. Может, не теми темпами, какими бы хотелось. Может – не прикладывая максимальных усилий. Возможно, не считая эту тему приоритетной. В конце-концов, от голода мы не умираем, и от других субъектов РФ сильно не отстаем. Сельское хозяйство дышит на ладан почти везде…
В числе срочно необходимых мер можно назвать формирование областного фонда зерна, развитие внутриобластной кооперации и обеспечение бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей. В общем, как теперь модно говорить, «понимание есть». Насколько хорошо это «понимание» и насколько целеустремленны в своих начинаниях чиновники – узнаем. Если, не умрем с голоду…