«Молчун ошибается редко. Только если заговорит.»

Владислав Гжещик, польский сатирик.

«Орден – организация, община с определенным уставом.»

(Толковый словарь С.И. Ожегова)

Тема закрытости и недоступности исполнительной власти для общества, келейности принятия ей жизненно важных решений и отсутствия с ее стороны какой-либо реакции на недовольство этими решениями жителей города и области поднимается в местных СМИ все чаще и чаще. Причем, высказываются по этому поводу не только журналисты, но и депутаты городской Думы, и общественные деятели региона. Молчит только сама власть…

Вертикаль или цитадель?

Ее (власть) словно и не касается все, вокруг нее происходящее. Шумят журналисты, граждане, прижатые чиновниками к стенке, петиции президенту отправляют, а ей будто и дела нет. Общественная палата практически развалилась оттого, что шестеро ее членов, не желая мириться с ролью статистов в спектакле, именуемом «Демократия по ульяновски», покинули «труппу», пополнив ряды оппозиции, а она знай себе помалкивает, продолжая неуклонно следовать избранным курсом. Не обращая внимания на жалобы, стоны и крики. По головам и судьбам. Прямо, как у Крылова: «А Васька слушает да ест»…

О том, что так будет, местные аналитики предупреждали сразу после того, как федеральный центр после бесланской трагедии принял решение об отмене прямых выборов глав регионов и их назначении. Уже тогда было ясно, что, получив от президента своего рода карт-бланш, освобождающий от необходимости считаться в своей работе с интересами избирателей (зачем, если от них ничего не зависит?), назначенцы на местах начнут выстраивать свои вертикали (чтоб никаких, там, «ветвей» в виде дум и ЗСО!) власти. Полностью им подконтрольные и максимально изолированные от общества. В результате власть превратится в закрытую касту или орден – со своими законами и уставами – и станет практически государством в государстве. Что и произошло: подавляющее большинство нынешних депутатов нашего ЗСО подотчетны лично губернатору (помните предвыборные листовки единороссов?), а областные министерства и департаменты – аппарату свойственны функции самосохранения! – отгородились от общества частоколом инструкций и рогатками служебных распорядков. Все: крепость власти неприступна…

15 «низзя!»

Сравнение власти с некоей кастой или орденом, сделанное выше, не было случайным. В нашем распоряжении есть документ, позволяющий сравнивать ее (и ее чиновничий аппарат) не только с закрытым обществом, а даже и с государством в государстве, поскольку некоторые положения этого документа идут, на наш взгляд, вразрез с самой Конституцией – Основным Законом РФ.

Документ этот – служебный распорядок одного из областных министерств. Какого конкретно, называть не будем, дабы максимально защитить источник утечки, но думается, что подобное есть во всех областных ведомствах. Приводить его здесь целиком не имеет смысла, но вот то, что касается запретов, заслуживает внимания. Эту часть распорядка стоит прочесть без купюр:

«…5. Запреты, связанные с гражданской службой

Гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных законодательством;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

избрания или назначения на государственную должность;

избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

избрания на выборную должность в орган профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе исполнительной власти;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных законодательством, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических или юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических или юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской

Федерации или на взаимной основе по договоренности между органом исполнительной власти и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с законодательством к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо органа исполнительной власти, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения руководства награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

15) создавать в Министерстве структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур».

Гарантия молчания

Согласитесь. уже беглого прочтения приведенного отрывка достаточно, чтобы сказать, что многие из его 15-и «низзя!» носят чисто декларативный (для проформы) характер. Однако есть и такие, в которых можно найти ответ на вопрос, почему до власти нельзя достучаться, почему она наглухо закрыта? Прочтите еще раз пункт 10-й и скажите: будучи гражданским служащим, имея непыльную и хорошо оплачиваемую работу, вы решились бы его нарушить, рискуя быть уволенным с соответствующим резюме, именуемым в народе «волчьим билетом»? Нет? На это и рассчитывали авторы документа. Вот и молчат чиновники: низшие чины потому, что боятся потерять место, а высшие – потому, что говорить не хотят – молчун, говорят, ошибается редко. И пробить эту глухую стену нельзя – инструкция тверже бетона! Прямо чистый орден начальников-молчальников. А то, что этот пункт 10-й перечеркивает статью 29 Конституции, дающую каждому в нашей стране право на свободу мысли и слова, так это не главное.

Блажен, кто верует…

Главное, что, благодаря чиновничьему молчанию, вертикаль (или цитадель?) власти стоит незыблемо. То же, что народ ею недоволен, что журналисты суетятся, что общественники дверьми хлопают, вообще пустяки, потому, как ничего-то они сделать не могут – не они назначали чиновников, не им и снимать.

Что вы говорите? Что источником власти в России является по Конституции народ? Что на это ответишь, блажен, кто верует… «Всякая власть исходит от народа. И никогда уже к нему не возвращается» – сказал как-то один умный немец по фамилии Лауб. Разве это сказано не про нас?