Середина лета – пора маргинальная, а значит, стрессовая. Для некоторых категорий граждан наступает переломный момент, от которого будет зависеть вся их дальнейшая жизнь. Абитуриенты и их родители переживают по поводу успешной сдачи вступительных экзаменов. В случае поступления появятся новые волнения: какое будущее приготовит новичку университет?
Самое время обратиться за советом к психологам. Так мы и сделали. “Вестник” побеседовал с доктором психологических наук, преподавателем кафедры педагогики УлГУ Натальей Калининой.
-Приближается пора вступительных экзаменов. Что вы можете посоветовать абитуриентам?
– Самое главное – верить в себя. Нужно правильно организовать подготовку к экзаменам. Не надо учить с утра до ночи без всяких перерывов, потому что идет перегрузка памяти. Необходимо разбить материал на блоки и повторять, спрашивая самого себя, ища ответы на вопросы. Самое главное – не переволноваться, не вогнать себя в переживание постоянного стресса, который никак не снять. Перед тем, как идти на экзамен, человек должен обязательно спросить себя: а что самое страшное, если вдруг у меня что-то не получится? И тогда он будет понимать, что жизнь-то не кончена и есть много других альтернативных вариантов – например, второй поток. Нужно найти какие-то отступные пути, и это помогает снять напряжение. Есть специальные психологические приемы. Самые легкие–дыхательная гимнастика, мелко-моторные упражнения. Они не затронут внутренний процесс, но элементарно помогут снять напряжение. Очень хорошо поговорить по душам с кем-то и рассказать о том, что волнует и тревожит. И пусть это будут близкие или друзья, которые и волнуются. Нужно просто поговорить об этом и не стесняться того, что “я тревожусь, я волнуюсь”. Если на экзамене человек очень сильно переволновался, то всегда можно взять тайм-аут и пятнадцать минут посидеть с закрытыми глазами и сосредоточиться. Времени на сдачу отведено достаточно.
Обращаюсь к родителям – не драматизируйте ситуацию. В этот сложный жизненный период человек нуждается в поддержке. Покажите вашему абитуриенту: вы верите, что у него все получится. Угрожать, запугивать – бесполезно. Это ведет только к усилению тревоги, человек боится ответственности, и этот страх может повлиять на качество знаний.
– Каков психологический портрет современного среднестатистического абитуриента? Чем он отличается от абитуриента прошлых лет?
– У нынешнего абитуриента много возможностей. Например, платное образование, даже не очень состоятельная семья может взять кредит. Поэтому абитуриент выбирает более конъюнктурную или подходящую ему специальность. Нет необходимости идти туда, где меньше конкурс, только для того, чтобы поступить. Современный абитуриент –
человек эрудированный. И многие могут захотеть “выехать”, как они говорят, на общей эрудиции. На вступительных экзаменах это получается не всегда. Но основная масса абитуриентов – люди серьезные, ответственные, стремящиеся преодолеть все трудности и поступить на выбранный факультет. Большой процент современных абитуриентов уже что-то знают в своей будущей профессии, потому что прошли школу профильных классов. В этом смысле им немножко легче. Раньше абитуриенты мало имели представлений, чем будут заниматься, и отличались просто набором знаний и умений в рамках школьной программы. И они не могли переключаться со школьного предмета на специфику профессиональной деятельности. В этом и состоит главное отличие.
– Будет ли у студентов УлГУ возможность обратиться за помощью к психологам?
– Да, мы развиваем службу психологической поддержки студентов. Одно из направлений нашей работы – проект “Твоя будущая карьера”: как представить себя на рынке труда, как вести себя перед работодателем, как правильно потребовать уровень заработной платы. Мы собираемся проводить такие тренинговые занятия с выпускниками. Есть запрос и на консультирование личных проблем. Часто на успеваемости, на знаниях сказываются отношения с друзьями, родителями, близкими, сокурсниками. Но поскольку студенты – люди взрослые, они стараются проблемы скрыть. Есть люди, желающие просто личностно вырасти. Это тоже важно. Они хотят узнать что-то про самих себя: каковы мои индивидуальные особенности? Где я могу найти себя? Какой я на самом деле, какой у меня характер? Что во мне нравится людям, что не нравится?
– В классическом университете можно не только получить психологическую помощь, но самому стать профессиональным психологом. Насколько остро Ульяновск нуждается в таких специалистах?
– Психолог – достаточно востребованная специальность. Много вакансий в сфере образования. Есть возможность заниматься оказанием индивидуальной психологической помощи. Неплохой рынок труда сложился в системе консультирования и оказания помощи по жизненным трудностям: по бракоразводным процессам, трудоустройству. Как представить себя на рынке труда, чтобы тебя взяли на работу? Человек остро нуждается в психологических услугах в переходные этапы жизни. Например, известен кризис середины жизни, который люди не всегда могут преодолеть. Им кажется, что они не достигли того, чего могли бы, сравнивают себя с другими, считают себя проигравшими. Возникают девиантные формы поведения: алкоголизация, даже наркозависимость.
Есть еще одна возможность трудоустройства для наших специалистов. В сфере частного бизнеса запрашивают помощь психологов по работе с кадрами, мотивированию персонала. Эта сфера психологии социальной, психологии управления. Часто выпускники находят более прибыльное место, применяя свои знания. Например, по продвижению товаров. Они используют психологическую технику взаимодействия с клиентами, это им помогает и позволяет достичь определенных успехов.
Наталья Калинина начинала свою педагогическую карьеру в качестве учителя начальных классов. Затем поступила в Московский педагогический институт (современный МПГУ), на психологический факультет. По окончании работала в Ульяновском институте повышения квалификации работников образования. Участвовала в создании в школах нашего региона службы психологической поддержки, которая начала свою работу в 1992 году.
В своих научных исследованиях поднимала вопросы социальной компетентности ребенка. Защитила докторскую диссертацию по теме “Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьника”.
В УлГУ Наталья Валентиновна работает год. По инициативе Калининой в университете создается служба психологической поддержки студентов.