10 июля Москва простилась с народным художником России, действительным членом Академии художеств России Анатолием Ивановичем Зыковым. И у гроба, и за поминальным столом коллеги-художники, и прежде всего председатель Союза художников России Валентин Сидоров (друг и однокашник Зыкова по учебе в Академии художеств), говорили об уникальности таланта и самой личности Анатолия Ивановича, о значительности его вклада в отечественное искусство. О высоком гуманизме его творчества. О мастерстве рисовальщика и ярком литературном даре. О мудром и большом сердце.

Кончина Зыкова стала болезненным ударом для очень многих ульяновцев, знавших и любивших этого талантливого и бескорыстного человека. За восемь лет восемь раз побывал он в Ульяновске, причем в первый же приезд, осенью 2000 года, подарил нашим музеям сразу 78 работ – своих и покойной жены Клары Калинычевой. Встречи горожан с художником в разные годы были и на презентации альбома «Пушкиниана Зыкова в музеях Ульяновска», и на открытии одноименной выставки в Мемориале, и в зале областного Художественного музея. Трепетно относящийся к детскому творчеству, он дважды общался с юными художниками Карсуна, был почетным руководителем проводимого там всероссийского пленэра в прошлом году (через полтора года после второго инфаркта!).

А совсем недавно, 5 марта, мы имели возможность пообщаться с мастером (к сожалению, в последний раз) и с главным делом его жизни – уникальным циклом «Сквозь штормы судьбы. Пушкин», – удостоенным уже трех золотых медалей. Последние двадцать лет Зыкова были полностью отданы Пушкину, и отечественное искусство впервые обогатилось столь обширной, цельной и всеохватной серией, в которой глубина проникновения в жизнь и самый дух великого поэта соперничают с творческой свободой выражения. Никаких следов почтенного возраста – холсты, литографии, акварели, рисунки выполнены смелой, раскованной рукой мастера.

Многие музеи зарились на работы именно этой серии, но, будучи человеком скромного достатка, художник, тем не менее, не поддавался, желая сохранить серию нераздробленной. Предложение нашей землячки Светланы Холиной начать приобретение произведений в подарок городу тронуло художника, и он заколебался. Я писал губернатору и в Законодательное Собрание, неоднократно бил в печатные колокола: поддержите это начинание – и Пушкиниана будет нашей!

Никакого отзвука, кроме вежливой отписки из Управления культуры с удивительным доводом: «…в фондах имеется достаточно работ, дающих ПОЛНОЕ (выделено мною. Л.Н.) представление о творчестве автора».

Полного-то представления не дала даже эта мартовская выставка, занявшая семь залов и коридор. Но вернемся к предыстории.

Верхи молчали, а вот низы – отозвались.

Еще несколько ульяновцев предложили свою лепту, и тогда художник решил: он дарит свою Пушкиниану городу, в котором есть люди, столь беззаветно любящие поэта. Но где хранить это собрание до лучших времен постоянной экспозиции? А вот здесь отозвался заповедник «Родина В.И.Ленина»: найдем, где хранить, и о постоянной экспозиции будем думать, и каталог издадим. И уже 5 марта художник на открытии выставки вручил дарственную на все 220 экспонатов, причем некоторые произведения вручались от имени Холиной и поддержавших ее симбирян.

Конечно, печально, что никто из руководства не почтил своим появлением это выдающееся событие в культурной жизни города.

Пригласительные билеты я сам развозил заранее, хоть бы заместителей послали. Чувство полного пренебрежения несколько сглаживалось присутствием заместителя от областного Управления культуры с благодарственным письмом.

А вот столица Зыкова ценит. Уже после ульяновской выставки, в мае, он стал лауреатом Международной премии им.Шолохова.

А в последний день июня, за шесть дней до кончины художника, в Культурном центре Украины в Москве открылась выставка его произведений «Под одной звездою», посвященная Гоголю. И, не в пример нам, на этом вернисаже были первые лица.