Один день из жизни центрального пляжа
Стоявшая в прошлые выходные жара выгнала городских обитателей на пляжи. Вооружившись фотоаппаратом, блокнотом и… плавками, корреспондент «МГ» отправился на дежурство в самое людное место Ульяновска под видом субботнего обывателя, чтобы провести этот день вместе с Государственной инспекцией по маломерным судам (далее ГИМС), обеспечивающей безопасность водоплавающего народа.
Дорога с препятствиями
Добраться до берега Волги, где расположен пляж, можно тремя способами. Первый и самый безопасный – пройти от остановки «Речной порт» по длинной лестнице, ведущей через железнодорожные пути. Если есть готовность рискнуть, можно, сломя голову, пронестись от обелиска Славы вниз, по «народной тропе», или сесть на маршрутку и выйти у поста ДПС перед мостом. Я выбрал последнее – так короче. Правда, пришлось пройтись прямо по рельсам-шпалам. На самом популярном маршруте более безопасного перехода нет.
Вот они – крутые ступеньки, ведущие на пляж. Сначала держишься за некоторое подобие перил, а потом – зарядка на координацию. Одно неловкое движение – и есть отличный вариант грохнуться на бетон или прокатиться по людям, идущим гуськом вниз.
10.00. Наконец, ноги чувствуют песок. Я беру курс на спасательную станцию ГИМС, а чтобы скрасить знойную прогулку, принимаюсь разглядывать отдыхающих девчонок в купальниках и без. Под раздевалку «мулатки-шоколадки» облюбовали близлежащие кусты, и каждые пять минут взгляд упирается в чью-то грудь… Жарковато, однако…
Пока я добираюсь до кирпичного здания, приходится уворачиваться от проезжающих машин. Голос в громкоговорителе убеждает лихачей, что въезд на территорию центрального пляжа строго запрещен, но тем хоть бы хны – ГИБДД-то нет.
11.00. На центральном пляже дежурят две бригады: трое спасателей от ГИМС – по всей акватории и трое от МЧС – на бетонке. У каждой бригады свой катер. Дежурство длится сутки. Пока один принимает телефонные звонки, двое дежурят на воде: наблюдают за плавающими в бинокль, а в случае необходимости спускаются на воду. – Это еще пока народа нет, – говорит спасатель поисково-спасательного формирования Евгений Щеглин. – А вот вчера здесь вообще лечь было негде – стоя, загорали.
Пока кто-то отдыхает, лучше поработать. Забираюсь в моторную лодку спасателей, и мы отправляемся в профилактический рейд. Солнце палит нещадно, и в воде торчит все больше голов. Спасатель повторяет в громкоговоритель одну и ту же фразу: «МЧС информирует: купание на песчаной косе и заплыв за буйки – запрещены!». Однако народ так и тянет на подвиги. За два часа мы раз пять подплывали к буйкам, чтобы снять очередную партию купальщиков. «Сейчас отдохну и отплыву!» – стандартный ответ. Грузиться в лодку спасателей желающих не было – героям заплывов помощь не нужна! На тех, кто был дважды замечен в подобном «героизме», составлялись акты за повторное нарушение, но это не помогало – люди просто косяком отплывали подальше от берега…
Внезапно рядом с нашей лодкой из-под воды показалась голова: – Мужики, обратилась она к нам, – а это нормально, что гидроциклисты чуть не по голове проезжают?! Я вот нырнул – думал, опять эти психи летят!
14.00. Инспектируем песчаную косу. Формально эта зона не оборудована для купания, но разве наш народ такими мелочами напугаешь? Какая-то «крутая» дама, проплывшая слева по борту, в ответ на замечание только презрительно фыркнула: «Где хочу – там и плаваю, а буду тонуть – вас вызову». Вот дурь-то наша российская…
– Пока гром не грянул – все герои, – рассказывают сотрудники ГИМС. – А на нашей моторной лодке особо не разгонишься, да и бензина она жрет за час работы десять литров. Только и смотришь за каждым, чтоб не заплывал, куда не надо, чтоб не дурил в воде. Но им все равно…
15.00. Передышка перед очередным рейдом. Мы отдыхаем на скамеечке, около спасательной станции, рядом шныряют продавцы пирожков. Хоть есть и охота, но покупать ТАКУЮ еду -никакого желания…
Пока суть да дело, спасатели рассказывают про свое житье. Особая тема – пьяные дураки на воде.
– Как-то заметили голову чуть ли не на середине реки – сами не поверили. Подходим на катере, а он из последних сил докладывает -мол, Волгу собрался переплыть. Да какая ему Волга, когда пьяный в стельку, да еще половины ноги нет! Одна отрада была, когда его жена на берегу сумкой отлупила.
С пьяными спасателям работать сложнее всего. Накануне двое парней продемонстрировали крутость – кто лучше прыгнет с камней. Итог: обоих с разбитыми головами откачивали спасатели, а потом отправили в травмпункт. Бывает и так, что, пока родители пьянствуют на берегу, их детей в воде собирают спасатели! От этого становится по-настоящему страшно…
17.оо. какой-то умник припарковал автомобиль прямо «под колеса» спасательной лодки, а убирать не хотел ни в какую – мол, я свой стольник за въезд на пляж уже заплатил.
– Такие на всю ночь остаются тусить, – говорят спасатели. -Оставляют после себя кучи мусора, а утром отдыхающие с детишками среди пустых бутылок загорают…
18.00. Как Стенька Разин, штурмую волжский спуск. Одно радует: несмотря ни на что, стать свидетелем ЧП мне не пришлось. Да и спасатели работают на пять баллов – в этом году на центральном пляже утонувших не было, и не дай бог…
…У поста ГАИ уже порядочная толпа людей. Около притормаживающих маршруток – давка. Не-е, дорогая редакция, больше вы меня в цветущую Волгу не загоните, я уж лучше из ведра окачусь во дворе.