Первый ульяновский авиасалон собирает увлеченных
В воскресенье – любимый праздник жителей Нового города – чудаков, однажды собравшихся в этом районе с разных концов страны, чтобы строить самые лучшие самолеты. День воздушного флота. Ни один праздник в Новом городе не собирает столько народа, сколько этот. Каких-то 20 лет назад увлеченные авиастроители шли на авиашоу, чтобы посмотреть, как пройдет над ними в небе на удивительно малой высоте невероятно медленно (так, что кажется, что такая громадина по законам аэродинамики никак не может держаться в воздухе) их детище, в которое каждый вложил частичку себя.
Приходили, чтобы показать своим детям это чудо, эту мечту. Сегодня на поле идут вместе с ними уже их внуки, не знаю, что они рассказывают им. Наверное, говорят: «Вот этот самолет строил твой дедушка»… Потому что уже почти ничего не строилось и почти ничего не летало. Вот так случается разрыв поколений.
В это воскресенье снова над полем, под ностальгическими взглядами старшего поколения и под восхищенные крики детей, медленно пройдет гигант-«Руслан».
Потому что если пришло время собирать камни, то надо их собирать. Время уходит. А оно всегда уходит безвозвратно.
17 августа впервые в Ульяновске День воздушного флота пройдет на новом месте и по-особому: на поле рядом с рулежной дорогой, напротив 4-й проходной «Авиастара». Это будет не традиционное авиашоу, а нечто большее. Как рассказал «НГС» исполнительный директор Федерации авиационного спорта Ульяновской области Владимир Дворянинов, на этот раз в Ульяновске впервые пройдет авиасалон малой и сверхлегкой авиации. Более тридцати самолетов из Самары, Казани, Ижевска и Ульяновска будут стоять на поле, там же – мотодельтапланы, парапланы. Ожидается, что на рулежной дорожке будут выставлены Ан-124 «Руслан» и «Ту-204».
Будет здесь «старичок» Ан-2 – исполняется 60 лет со дня начала эксплуатации этого типа самолетов, хотя и сегодня трудно найти замену первенцу ОКБ Антонова – настолько совершенными оказались качества этой машины, которую даже в «штопор» вогнать невозможно. А рядом с ним – современные одно- и двухмоторные иностранные и отечественные самолеты малой авиации, восхищающие своей красотой: F-32 «ЯСТРЕБ», «СИНТАЛ» С-2, Аэропракт-22 «УЛЬТРАЛАЙТ», самолет-амфибия Ла-8, M-12 «КАСАТИК», а также самолеты и мотодельтапланы, созданные ульяновскими конструкторами. Все эти летательные аппараты объединяет одно – они созданы увлеченными людьми.
Большие авиасалоны в Москве или Ле Бурже проводятся для потенциальных покупателей техники и технологии. Еще для того, чтобы конструкторы и производители самолетов смогли обсудить проблемы развития авиации и пути их решения. В Ульяновске конструкторы и производители тоже встретятся. И также обменяются опытом и сомнениями. А главная их проблема – это будущее авиации, которой нужны молодые увлеченные специалисты. В этом и есть главная цель и секрет авиасалона – он проводится для ульяновцев. И в первую очередь – для подростков, юношей. Потому что они еще способны поверить, что кроме приземленных материальных интересов существует крылатая мечта. И какие б деньги не вкладывал бизнес в строительство новых самолетов, ничего нельзя добиться, если не будет увлеченных чудаков, инженеров и конструкторов, влюбленных в авиацию. Без них она невозможна.
Потому что авиация – необычная отрасль. Выше ее – только космос. И в прямом, и в переносном смысле. Все новейшие технологии собраны здесь. Все высоты науки, все мастерство и вся красота. Она всегда требует нестандартных решений, потому что полет самолета невозможен без полета мысли. «В этом и есть главная цель нашего авиасалона – чтобы подростки и молодежь увидели, что наша авиация – на высоте, – говорит Владимир Дворянинов. – И если хотя бы у десяти процентов загорятся глаза, значит, мы своей цели добились.
Надеются на это и в авиакомпании «Волга-Днепр». «Возможно, кто-то из ребят, глядя на полет «Руслана» или Ил-76, заразится мечтою о небе и в будущем пополнит ряды российских авиаторов!» – говорит генеральный директор авиакомпании «Волга-Днепр» Сергей Дьячков.
Именно с мечты начался авиационный путь создателя самого большого в мире серийного самолета «Руслан» Виктора Ильича Толмачева, главного конструктора Ан-124, ныне технического директора группы компаний «Волга-Днепр». Когда-то к ним, в пятый класс, пришли летчики из аэроклуба и рассказали об авиации, о самолетах. После этого юный Витя Толмачев записался в кружок авиамоделизма. И больше с авиацией не расставался. Так, начав с самых маленьких самолетов, он пришел к созданию самого большого, равных которому в мире до сих пор нет.
«В те годы государство было заинтересовано в развитии авиации, – говорит он. – Это была целая система кружков, школ, аэроклубов ДОСААФ. И все оплачивалось государством. Сегодня, к сожалению, во многих регионах страны все это держится на голом энтузиазме. Поэтому слава и хвала тем ульяновским авиационным спортсменам, которые сейчас пытаются возродить в Заволжском районе авиационно-спортивный клуб». Владимир Дворянинов называет еще одну цель авиасалона – обратить внимание властей на то, что такой клуб в Заволжском районе и аэродром малой авиации необходимы. Именно здесь будут воспитываться будущие кадры для авиационных предприятий Ульяновска. Вице-премьер областного правительства Александр Пинков подтвердил «НГС», что правительство уже занимается этим, и уже скоро будет принята концепция развития малой авиации. «Недаром губернатор объявил, что Ульяновск должен стать авиационной столицей России», – сказал вице-премьер.
Организаторы мероприятия обещают, что кульминацией праздника будет пролет знаменитых «Витязей» и «Стрижей» на самолетах Су-27 и Миг-29.
«Пусть молодежь посмотрит, – говорит Виктор Толмачев. – Я верю, что такие авиасалоны и авиашоу необходимы. Это необычно, именно здесь и рождаются порой будущие авиаторы».
Сергей Титов