Мы начинаем поиск ответа на этот вопрос
Начался последний месяц лета – и вновь не за горами «внезапное и неожиданное» наступление холодов. Из года в год в Ульяновске наблюдается примерно одна и та же картина: то в одном районе, то в другом в зимние месяцы люди жалуются на холод в своих квартирах. Неужели никто не в силах справиться с этой проблемой? Неужели в XXI веке не существует эффективных рычагов, оперевшись на которые можно сдвинуть дело с мертвой точки?
Мы решили всерьез задаться этими актуальными вопросами. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей первую публикацию из нашего нового цикла «Народный контроль». Мы считаем, что люди могут и должны сами проконтролировать, как подготавливается их дом к зиме. В рамках серии статей на эту тему мы планируем дать слово всем заинтересованным сторонам: населению, управляющим компаниям, предприятиям, которые производят и транспортируют тепло. Мы не ставим перед собой цель определить «кто виноват?». Гораздо важнее выяснить «что делать?».
Первый гость проекта – директор Территориального управления по теплоснабжению в Ульяновске (филиала Волжской территориальной генерирующей компании -ВоТГК) Александр СИМАНОВСКИЙ.
– Александр Александрович, какой видится вам общая ситуация с теплоснабжением Ульяновска?
– Городская схема теплоснабжения от производителя тепла до конечного потребителя (население) сложна и для простого жителя непонятна. Но всем известно, что здесь имеется немало проблем. Предприятиям, которые так или иначе ответственны за теплоснабжение в городе, в том числе . и ВоТГК, предъявляется одно простое требование: должна быть предоставлена качественная, соответствующая всем нормативам услуга. То есть все службы и организации, вовлеченные в процесс, должны сделать все возможное для ее обеспечения. К сожалению, я вынужден констатировать, что далеко не везде и не всегда этому вопросу уделяется должное внимание.
Кто в ответе за все?
– То, что проблемы есть – очевидно. Также очевидно и то, что кто-то где-то не дорабатывает. Но ведь есть же ответственные лица – почему не спросить с них?
– Так сложилось, что в нашем городе ответственность за качество теплоснабжения решениями суда возложена на нашу компанию. Однако наличие тепла в квартирах зависит не только от его производителя, но также и от состояния распределительных (находящихся в ведении муниципальных предприятий) и внутри-домовых сетей (за них отвечают управляющие компании, ТСЖ и т.д.). Следовательно, и ответственность должна распределяться пропорционально. По-моему, это очевидно. И уж если спрашивать с ВоТГК за все, то необходимо дать нам и возможность контролировать всю зону ответственности.
Вот простой пример.
В первых числах января этого года ударили сильные морозы. При очень низких температурах увеличивается потребление газа, и нашим ТЭЦ в этот период его не хватало. Мы приложили все усилия для того, чтобы не произошло снижения температуры сетевой воды. Но в некоторых квартирах нового города стало холодно. Поступила жалоба, прокуратура обратилась в суд, который впоследствии принял решение: причиной холода в домах являются действия энергетиков. Может, и так: ответственности с себя мы за это не снимаем. Но вот вопрос – в одних квартирах стало холодно, а в других нет. Почему? Неужели мы как-то избирательно подаем воду? И в процессе разбирательств по этому делу мы обнаружили интересные факты: жалобы на нарушение температурного режима поступали от жителей проблемного дома задолго до январских морозов. Уже в октябре люди начали выражать свое недовольство действиями управляющей компании: сначала писали ее руководству, потом главе района, а потом уже и губернатору. Однако по их обращениям никто проверку почему-то не инициировал.
Причины и следствия
– И неужели суд не принял это во внимание?
– Принял и рассмотрел, и даже обязал все организации, отвечающие за теплоснабжение, обеспечивать качественную услугу для ульяновцев. Однако, на мой взгляд, не состоялось главное – не была дана правовая оценка действиям всех организаций, участвующих в подаче тепла. А вместе с тем, уверен, что причиной холода в квартирах заволжцев могла стать и некачественная подготовка (а может быть, и вовсе ее отсутствие) внутридомовой системы к зиме, которую обязана проводить управляющая компания, и, возможно, ненадлежащее распределение теплоэнергии муниципальным предприятием «Теплоком».
Очень часто трубы и радиаторы в квартирах просто забиты шлаковыми отложениями, имеет место разрегулировка внутридомовой системы, когда сами жильцы наращивают батареи, растачивают сопла, что приводит к сбоям в режимах тепловой нагрузки. Все эти недостатки должна устранить управляющая компания при подготовке к отопительному сезону. Кроме того, из года в год ветшает жилой фонд, изнашиваются строительные конструкции зданий. И эту проблему тоже нужно решать.
В действительности же сегодня ведутся разговоры лишь о том, что энергетики недодали тепла. Ситуация складывается любопытная: посредники между производителем и населением, не выполняя своих обязательств, требуют от нас все больше и больше тепла. Причем не торопятся за него расплачиваться. И долги за теплоэнергию, мешающие нормальному теплоснабжению горожан, – еще одна из застарелых проблем Ульяновска.
Однако в нынешних условиях, когда стоимость топлива, составляющая 70 процентов от стоимости теплоэнергии, растет опережающими темпами, тепла надо не больше требовать, а напротив, стараться как можно меньше его потреблять, чтобы меньше за него платить. И только политика энергосбережения поможет решить эту проблему. А сегодня некоторые все еще никак не поймут, зачем нужно изолировать трубы, промывать отопительную систему, утеплять подъезды, подвалы.
И часто получается так, что все усилия энергетиков, которые подготовили теплоноситель, соответствующий всем необходимым параметрам, в отдельных домах и квартирах сводятся на нет. Поэтому еще раз повторю: чтобы зимой горожане не жаловались на холод, необходимо, чтобы каждый, кто отвечает за теплоснабжение, осуществил все обязательные работы по готовности своего хозяйства к приему тепла и создал условия для его сохранения. На этом сегодня и нужно сосредоточить внимание.
Что делать?
– А сосредоточить кому?
– Это хороший вопрос! На мой взгляд, необходимы усилия с двух сторон. Во-первых, со стороны жителей. Каждый уже сейчас должен спросить себя: «А готов ли мой дом к зиме? А что наша управляющая компания или ТСЖ сделали в этом направлении? В каком состоянии находятся батареи и стояки?». К сожалению, люди у нас пока еще пассивны – ждут, когда добрый дядя придет и все сделает. Необходимо понять, что тот, кто заплатил за услугу, вправе требовать ее предоставления. Это жильцы дома назначают управляющую компанию и избирают правление товарищества – в их руках реальная власть. А ей, к сожалению, мало пользуются.
И второй вектор – безусловно, со стороны муниципальной власти, так как по закону именно они определяют систему, посредством которой осуществляется энергоснабжение жителей. Трудности, с которыми мы столкнулись, имеют именно системный характер. Установленный сейчас порядок работает неэффективно – это понятно всем. Нужны изменения, и их проводником, безусловно, должна стать мэрия.
Дотаций больше не будет
– У энергетиков есть в этом плане какие-либо предложения?
– Мы считаем, что существующую схему нужно предельно упростить, объединив транспортировку тепловой энергии. То есть речь идет о новой единой структуре, которая будет заниматься сбытом и доставкой тепла до границ домов. Только такая организация сможет реально влиять на ситуацию и, соответственно, отвечать за нее. Нашими специалистами разработан и представлен в муниципалитет соответствующий проект. Насколько мне известно, там всерьез задумались над нашим предложением. И это вселяет оптимизм. Тем более что государство сегодня прекратило дотировать жилищно-коммунальный комплекс. Если раньше убытки от всех потерь тепла можно было покрыть за счет бюджета, то теперь такого не будет. Отвечать придется тому, кто потерял, – и это очень правильно! Поэтому я считаю, что назрела необходимость создания единой теплоснабжающей организации. По этому пути уже пошли несколько регионов, в которых работает ВоТГК. Например, в Оренбурге так работают уже три года. И результат налицо: полным ходом идет оздоровление во всех аспектах: и в финансовом, и в хозяйственном, и в техническом. И самое главное – люди получают услугу высокого качества.
Наша справка:
Филиалы ОАО «Волжская ТГК» – ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Территориальное правление по теплоснабжению в Ульяновске – основной поставщик теплоресурсов (горячая вода, пар) для бытовых и промышленных потребителей Ульяновска. Ульяновские предприятия компании обеспечивают тепловой энергией около 70% городских объектов.
Наиболее крупными абонентами Волжской ТГК в регионе являются оптовые муниципальные предприятия «Городской теплосер-вис», «Теплоком» и УК «Засвия-жье-1», а также ОАО «ДУК За-свияжского района № 1». На их долю приходится 71% общего объема теплопотребления. Промышленные предприятия (ОАО “УA3”, ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Гидроаппарат», ОАО «Ульяновский механический завод», ОАО «Автодеталь-Сервис» и др.) потребляют 19% вырабатываемой теплоэнергии. Доля ЖСК, ТСЖ, ГСК и бюджетных организаций в общем объем потребления составляет 10%.