Как часто в суете повседневной мы не замечаем рядом с нами героев нашего времени, великих тружеников земли русской. Шумим, разглагольствуем, сетуем на превратности судьбы… А они незаметно и самоотверженно выполняют свою работу на благо общества, города и всей Ульяновской области. Имя одного из них, ветерана Великой Отечественной войны Бориса Сергеевича Крюченкова, в апреле 2002 года было по праву занесено в Золотую Книгу Почета Ульяновской области.
Совсем недавно, 29 июля этого года, Борис Сергеевич Крюченков отметил свое 85-летие. Возраст почтенный, но бывший лейтенант пока не собирается на «заслуженный отдых». Он, как и прежде, в строю, ведет активную работу в должности председателя Совета ветеранов войн и труда Ленинского района.
– Сам я местный, – рассказывает Борис Сергеевич,- родился 29 июля 1923 года в районном поселке Тереньга Ульяновской области. Наш дом в райцентре сохранился до сих пор. В хозяйстве были овцы и свиньи. Так что, как всякий деревенский парень, я умею и сено косить-вязать, и дровишек при случае могу наколоть…
В Тереньге Борис закончил среднюю школу. В 10 классе он учился вместе со своей будущей супругой Антониной. Долго дружили, а поженились лишь в далеком 1948 году. С тех пор и идут рука об руку, уважая и помогая друг другу во всем.
Трудовой стаж Бориса Сергеевича насчитывает более 60 лет. Начинал в должности литсотрудника Тереньгульской районной газеты «Колхозный труд». Писал о том, что видел вокруг, о новостях колхозной жизни, делал небольшие зарисовки о людях…
А потом грянула Великая Отечественная. Восемнадцать тереньгульских парней, в их числе Борис Крюченков, были направлены в Ульяновское пехотное училище. В декабре 1941 году в звании лейтенанта и командира взвода он принял боевое крещение под деревней Кресты.
– Мы заняли оборону и готовились к наступлению, – вспоминает ветеран. – Положение было очень сложное, снабжение неудовлетворительное. Неоднократно попадали под жуткую бомбежку и минометные обстрелы. Как-то раз мина упала рядом, но, к счастью, не взорвалась. Мы отставали от немцев в самолетах, в танках, на весь мой взвод было два автомата, остальные-трехлинейные винтовки Мосина…
В одной из наших атак Борис Крюченков был тяжело ранен. Немецкая пуля перебила переносицу и разворотила левый глаз. Тогда ульяновец потерял много крови, долго, под сильными бомбежками, санитарным эшелоном добирался до Москвы. Оперировавший его профессор Волькович удивлялся: как лейтенант смог выжить? Долгое время Борис лечился в Подмосковье, практически заново учился говорить…
Судьба, в конце концов, опять забросила Бориса Крюченкова в родную Тереньгу. Вскоре он с отличием закончил двухгодичную партийную школу и почти одновременно экстерном истфак Ульяновского пединститута. В 1953 году его избрали вторым секретарем Старомайнского райкома партии.
– Вот там я и пыхтел, – с юмором вспоминает Борис Сергеевич. – Время было непростое, строили Куйбышевкую ГЭС. Мне приходилось агитировать людей переехать на новое место жительства из Креме-нок, Старой Урени, Волосниковки и других сел, которые должно было затопить рукотворное море. Люди не верили, не хотели переселяться. Помню, в Березовку пять раз приезжали. Но людей все-таки убедили.
В 1962 году по решению бюро обкома КПСС Борис Крюченков был направлен в Высшую партийную школу в Ленинград. Учился прилежно, занимался общественной работой, наукой. Тогда он даже кандидатский минимум сдал, но партия направила на другой участок.
Борис Крюченков перебрался в Старую Майну. За десять лет его работы на ответственных должностях поселок стал одним из самых благоустроенных в области. При нем проложили асфальтированную дорогу из Старой Майны до Чердаклов, построили в районе шесть школ, восемь домов культуры, несколько крупных объектов промышленности. Ни один не обошелся без внимания Бориса Сергеевича, к каждому из них он причастен.
– А какую огромную и прекрасную птицефабрику мы отгрохали у себя в районе! И выращивали на ней даже уток. Я говорю о птицефабрике «Прибрежная» – сейчас ее развалили в пух и прах, – сокрушается Крюченков.
Бориса Крюченкова всегда отличали редкостное трудолюбие, высокое чувство долга, офицерская честность и принципиальность. Эти качества особенно проявились во время работы в Комитете партийного контроля Ульяновской области. Так, группа специалистов КНК выяснила, что некоторые председатели колхозов и совхозов за счет средств своих хозяйств ездили в Болгарию, Польшу и другие страны народной демократии. Все это было незаконно и пресекалось партией. Поэтому многих руководителей оштрафовали на два-три оклада и заставили вернуть потраченные деньги.
За свою принципиальность и бескомпромиссность Борис Сергеевич нажил себе немало недоброжелателей, завистников и врагов. Когда любимая Антонина родила сына, кто-то доложил «наверх», что с ведома отца она окрестила ребенка. Карьера Крюченкова оказалась под угрозой. Однако Борис Сергеевич ни о чем не жалеет: крещеный сын Владимир стал настоящим человеком. Он профессор, доктор физико-математических наук, живет и работает в Вене. А дочь – учитель биологии, более 20 лет прожила в Белоруссии.
– Когда образовалось водохранилище и затопило Майну, наша улица была последней, которую не снесли, – вспоминает напоследок Борис Сергеевич. – В 50 метрах от нашего дома установили пристань, к которой причаливали все теплоходы…
Теперь все по-другому. И хотя дети и внуки Крюченковых разлетелись по свету, почти ежегодно кто-то из них приезжает в Ульяновск.
Александр Лайков