Есть в авиации такой термин – «разбор полетов», прижившийся в обычной гражданской жизни как понятие подведения итогов, рассмотрения ошибок. В данном случае, если говорить о прошедшем Дне авиации, этот термин применим во всех смыслах.

Самое массовое

Такое было впервые. Впервые ульяновцы увидели столько самой разнообразной авиационной техники: от самых маленьких самолетов до нашей гордости – гиганта «Руслана». Впервые друг за другом в воздухе были Ан-124, Ту-204 и Ил-76, впервые – «Русские витязи» со «Стрижами». За всю историю Нового города на авиационном шоу еще не собиралось столько народа. По самым скромным подсчетам – тысяч пятьдесят. Парашютисты, подсчитавшие сверху, говорят о 70 тысяч человек.

Беглый опрос зрителей показал, что все они восхищены авиасалоном и авиашоу. Больше всего радовались дети, которые буквально облепили самолеты авиасалона.

Но плюсы перерастают в минусы…

Аномальная жара. Повсеместная пыль, поднимаемая сотнями автомашин и десятками тысяч ног. Отсутствие воды. Нехватка транспорта. Пробки. Никто не ожидал, что мероприятие соберет столько посетителей. Владимир Дворянинов, исполнительный директор Федерации авиационного спорта Ульяновской области (ФАСУ), ответственный за организацию авиационной части салона, пытался убедить районную администрацию, отвечающую за торговлю и транспорт, что желающих посмотреть авиашоу будет очень много, но ему не верили. Впрочем, Дворянинов считает это своей ошибкой – не смог убедить.

Пыль. Она толстым слоем оседала на самолетах и лицах зрителей. Причина – жара. Но ее было б намного меньше, будь на поле трава. Увы, из-за нехватки финансирования работы по подготовке поля были начаты слишком поздно, и новая трава вырасти не успела. Даже сегодня, как говорят организаторы, из полутора миллионов рублей сметы авиасалона получено только около 800 тысяч. Остальное – долги. Хотя, считают авиационные спортсмены, если бы это поле было изначально выделено под аэродром малой авиации, о чем они просят власти уже третий год (а не под коттеджи, которые вряд ли кто-то будет там строить), то не было б никаких проблем. Кстати, после окончания праздника руководитель пилотажной группы «Русские витязи», полковник Игорь Ткаченко отметил, что избранная площадка – идеальное место для проведения авиасалонов и авиашоу: «Удачное расположение зон захода, выгодные курсы показа, отсутствие препятствий, близость аэродрома – мы работали с огромным удовольствием, давно у нас такого не было».

Финансирование. Высказывание остряков, что «вместе с «Витязями» улетела горячая вода», по утверждению организаторов, не имеет под собой никаких оснований. «Ни копейки бюджетных денег не потрачено», – говорит Дворянинов. И добавляет: «К сожалению». Потому что все средства – это деньги спонсоров, но даже для того, чтобы их «раскрутить», нужны специальные штатные люди, не говоря уж об организации всего этого гигантского мероприятия. Между тем всей организацией «воздушной» части авиасалона занимались на общественных началах несколько активистов ФАСУ. Именно Федерация выступила с инициативой проведения авиасалона, но решение о его проведении было принято на областном уровне только в середине июня. Такое грандиозное мероприятие за два месяца организовать практически невозможно. «Нужно не только время – нужна штатная структура, говорит Дворянинов. – Например, авиационно-спортивный клуб, о необходимости возрождения которого в Заволжье мы говорим уже давно».

Затяжка. Полеты перемежались большими паузами, и люди томились на невыносимой жаре. Как в театре, никто не знает, что происходит в закулисье, и как рвет на себе волосы главреж. Знаменитая шутка летчиков «где начинается авиация – там кончается порядок» объяснима. То, что со стороны кажется беспорядком, на самом деле просто проявление особых требований к безопасности полетов. Пока, например, не сядет на полосу хотя бы самый маленький самолет, не имеет права взлетать даже самый большой. И в этих условиях малейший срыв лавинообразно влечет за собой все новые срывы и задержки. Так получилось и здесь, когда еще в самом начале программы на аэродроме ДОСААФ «Белый ключ» человек, ответственный за вылет парашютистов, по необъяснимым причинам не дал команду на взлет. Время было потеряно, программа посыпалась, и, как говорят организаторы и пилоты, «сведение неприятностей к минимуму стоило невероятных усилий».

И еще. Все жители Нового города, авиаторы и авиастроители ждали, что их поздравит губернатор. Но Сергей Морозов так и не вышел к микрофону, хотя вместе с министрами на празднике присутствовал. В таких случаях начинают гадать, что могло послужить причиной, и каких ожидать перестановок. Но причин не знает никто. И этот факт осел неприятным осадком, как та пыль с поля авиасалона.

Подъемная сила мечты

Впрочем, ульяновцы говорят, что, несмотря на все аномалии, это был великолепный праздник.

Когда над нами на малой высоте проходил наш знаменитый «Руслан» – медленно-медленно, огромной тенью, заслоняя палящее солнце – неожиданно все это пятидесятитысячное скопление любителей авиации вдруг замерло и замолчало. В восхищении и удивлении: как такой гигант может держаться в воздухе. И в этой тишине, когда звучала лишь музыка «Space» и слышался негромкий гул двигателей, казалось, что гиганта в воздухе поддерживает какая-то сверхъестественная сила. И она есть. Это – сила веры и мечты, любви к авиации.

Наверное, пожилые авиастроители вспоминали, как строили самую первую машину, подростки мечтали о полетах. А я поверил, что у российской авиации большое будущее, разрыв поколений уже почти преодолен, когда на поле приходит столько увлеченных людей.

Сергей Титов