Во всей России обязательный Единый государственный экзамен по математике для выпускников школ могут отменить, а в Ульяновской области его в ближайшее время проведут для учителей. Об этом говорилось во время визита в область Андрея Фурсенко, министра образования и науки Российской Федерации.
Федеральные министры образования не посещали наш регион уже почти 20 лет. Поэтому для прилетевшего во вторник в Ульяновск Фурсенко была составлена насыщенная программа. Правда, началась она на полтора часа позже запланированного – прилет министра задержался.
Оказавшись в Ульяновске, за несколько часов он успел познакомиться с выставкой «Стратегия развития системы образования Ульяновской области», осмотреть лаборатории УлГУ и открыть августовский региональный образовательный форум. Затем министр не успел на «круглый стол» по теме «Воспитание традиций», зато доехал до Димитровграда, где посетил школу №19 и принял участие в презентации фестиваля «Карьера в России».
Осмотр выставки проходил в быстром темпе – так что министр немного вспотел и в университетские лаборатории отправился, уже сняв пиджак и галстук. К началу форума в такой же неформальный вид пришли и губернатор Сергей Морозов, и Григорий Балыхин, депутат Госдумы, сопровождавшие Фурсенко во время всего визита.
Образовательный форум (так у нас в последнее время именуют областной августовский педсовет) открыл губернатор. Он рассказал о стратегии развития системы образования в области и сообщил, что если сейчас средняя зарплата учителя у нас составляет шесть с половиной тысяч рублей, что на 30 процентов ниже средней зарплаты по региону, то в результате оптимизации образовательной сети она может вырасти до 16 тысяч. Также Морозов попросил министра поддержать на федеральном уровне предложение о внесении изменений в 131-й Закон «О местном самоуправлении», который мешает созданию образовательных округов, что, по словам губернатора, усугубляет проблему малокомплектных школ.
В ответной речи Фурсенко больше говорил о проблемах среднего профессионального и высшего образования. Начал министр с констатации того, что Россия столкнулась с недостатком квалифицированных кадров во многих сферах и, чтобы изменить эту ситуацию, нужно менять систему образования. В частности, разобраться с вузами. В СССР было меньше 300 институтов и около 30 университетов. Сейчас институтов в России более трех тысяч, а университетов – более трехсот. При этом количество студентов выросло в два с половиной раза, а вот квалифицированных преподавателей больше не стало.
Перейдя на региональный уровень, министр сказал, что в Ульяновской области создавались образовательные центры для авиации, сельского хозяйства и строительства, но пока они в полной мере не заработали. Для поддержки развития образования в области строительства министр порекомендовал областным властям обращаться к бизнесу, занимающемуся стройками и пока использующему в основном дешевую рабочую силу из-за рубежа.
К теме школьного образования Фурсенко вернули учителя, которым была предоставлена возможность задать свои вопросы. Первый же из них касался темы ЕГЭ и его будущего. Министр отметил, что говорить об отмене Единого госэкзамена нет смысла. На данный момент, по мнению Фурсенко, ЕГЭ – это способ объективно оценить знания учеников. «Высокая температура – не повод разбить градусник, надо лечить больное место», – оценил министр плохие результаты ЕГЭ в этом году.
Правда, сказал он, сейчас рассматривается вопрос о судьбе обязательного госэкзамена по математике после 11-го класса. Есть два варианта решения проблемы. Либо ЕГЭ по математике будет в обязательном порядке сдаваться после 9-го класса, а после 11-го обязательный экзамен по этому предмету отменят. Либо придется выдавать аттестаты с неудовлетворительными оценками. Когда первое предложение министра учителя встретили аплодисментами, он уточнил, что если ребенок не будет сдавать математику в 11-м классе, то надо понимать, что он и не сможет претендовать на получение высшего образования. Осенью эти предложения будут обсуждаться в Москве, и, возможно, уже тогда по ним будет принято конкретное решение. В Ульяновской же области для улучшения результатов ЕГЭ придумали собственный рецепт: уже в сентябре наши педагоги должны будут пройти тесты по математике, которую область сдала хуже всей России. Инициаторы ЕГЭ для учителей отмечают, что таким образом они хотят разобраться в причинах плохих результатов учеников то ли и учителя не соответствуют уровню ЕГЭ, то ли они просто не могут передать свои знания ученикам.
Лидия ПЕХТЕРЕВА.