Геннадий СПИРЧАГОВ:
«Слишком много нарушений у местных и региональных органов власти»
Об этом и многом другом на «Прямой линии» в «Комсомолке» рассказа,! руководитель управления антимонопольной службы
Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ФАС) Геннадий СПИРЧАГОВ впервые за три года работы в регионе пришел на «Прямую линию» в газету.
– Не очень люблю пиар., – пояснил свою позицию Геннадий Степанович. – Предпочитаю работать и выполнять поставленные перед управлением задачи. Если кому-то интересно, чем мы занимаемся, то всю информацию можно получить на нашем сайте. Он обновляется ежедневно.
За три года, что Снирчагов возглавляет управление, в структуре произошли серьезные, положительные перемены. Сложился сплоченный коллектив профессионалов, увеличилось число рассматриваемых жалоб, проверок, штрафов. Не случайно в Ульяновск за опытом приезжают назначенные руководители управлений ФАС из других регионов.
Стали работать эффективнее
– Здравствуйте. Меня зовут Андрей. Хочу задать вам такой вопрос. Подскажите, много ли нарушений выявляется вашим управлением?
– Для начала хочу пояснить, что vibi осуществляем контроль и над-юр за исполнением нескольких федеральных законов. В том числе за Законом о размещении заказов, о эекламе, о защите конкуренции и другими. Можете конкретизировать, сакое именно направление вас ин-гересует?
– А можно получить какую-нибудь общую информацию?
– Конечно. Только за последние толгода мы рассмотрели свыше 200 калоб. По итогам I полугодия 2008 года в сфере закупок всех больше калоб поступает на муниципаль-гых заказчиков – 56%, на региональных – 24%, на федеральных -10%. В целом, если анализировать ситуацию за три года, то количество выявленных нарушений увеличилось в несколько раз. Сказываюсь влияние нескольких факторов, нa мой взгляд. Частично это произошло из-за того, что были внесены существенные изменения в федеральное законодательство по атимонопольному регулированию, и не все успели их изучить. Кроме того, наша служба поменяла подход к решению многих проблем, соторые возникали в ходе работы. Мы стали более активными и финципиальными как в центральном аппарате, так и на местах. Соллектив обновился на 60%, число юристов возросло с 2 до 12. благодаря всему вышеперечисленному повысилась эффсктивпость работы нашей структуры. Причем теперь мы намного успешнее защищаем свою позицию и отстаиваем законы и в судах.
– Расскажите, какой самый вопиющий случай нарушения федерального законодательства вы рассматривали?
– Было несколько громких дел за прошедшие три года. Отменили через суды сделку по приобретению АЗС предприятием «Ульяновскнеф-тепродукт» на сумму свыше шести миллионов долларов. Была ситуация со Сбербанком, который нарушил антимонопольное законодательство. Мы взыскали в бюджет более пяти миллионов рублей. В сфере рекламы мы тоже выиграли массу дел. Взыскали 200 тысяч рублей с одной фирмы из Красноярска. Одновременно возбудили сразу восемь дел по рекламе медицинских услуг в отношении фирмы из Ульяновска и все дела в апелляционном суде выиграли на сумму 320 тысяч рублей. Фирма не поставила в рекламе предупреждение о том, что необходимо проконсультироваться с врачами перед тем, как воспользоваться услугами. Или, например, «Техносила» в своей наружной рекламе указала, что любой желающий сможет обменять любые приобретенные товары. На деле же оказалось, что список таких товаров весьма ограничен. Компанию оштрафовали на 40 тысяч рублей и обязали снять недостоверную рекламу с фасада магазина, выиграв суды в Самаре.
Что касается госзакупок, то здесь тоже масса примеров, когда мы отменяли результаты конкурсов и аукционов от 1 до 549 миллионов рублей и взыскивали штрафы от 4 тысяч до 200 тысяч рублей. Часть штрафов остаются в региональном и местных бюджетах (а это сотни тысяч рублей).
ФАС говорят “спасибо»
– Геннадий Степанович, здравствуйте. Руслан Гайнетдинов вам звонит. Я являюсь президентом ассоциации коммуникационных агентств области. Хочу для начала сказать, что вы грамотно и оперативно сработали в то время, когда принимался новый федеральный закон. В этой связи у нас появились проблемы с городской администрацией. С вашей помощью нам всем вместе удалось добиться соблюдения установленных «правил игры». Мы смогли оформить документы, подписание которых волокитили некоторые чиновники. Спасибо вам за это. Как, впрочем, и, за то, что вы нас наказываете, указывая на недочеты. Это нас дисциплинирует и подстегивает.
– Спасибо за понимание. Хочу обратить ваше внимание, что в конце сентября мы планируем провести «Круглый стол» и обсудить с рекламистами и руководителями предприятий нововведения в рекламном законодательстве. Тема пока обсуждается. Ждем предложений и от вас. Думаю, это было бы интересно для всех игроков на рынке рекламы.
– Согласен. Тем более что и у насесть богатая судебная практика. Мы выиграли не один десяток судов. У нас есть чем поделиться, и мы готовы почерпнуть что-то новое для себя от других.
– Удачи вам, и не нарушайте законы.
– Добрый день. Я житель Ульяновска. Хочу сообщить вам, как дурят нашего брата. Вот в одной газете в мае появилось объявление о том, что требуется работник с зарплатой в 40 тысяч рублей. Эта информация печатается уже полгода. Указан мобильный телефон. Не верю, что они на такие деньги не могут найти подходящего человека целых пять месяцев. И таких объявлений около десятка. Считаю, что у этих людей просто договоренность с компанией сотовой связи и деньги от поступивших звонков они делят пополам.
– Это интересно. Мы обязательно это посмотрим. В качестве примера хочу рассказать, что у нас уже было похожее дело. Так, димитров-градцы написали нам заявление о том, что служба такси, в которой люди пытались заказать машину, всегда перенаправляла их только в одну компанию. Наши совместными действиями с МВД не смогли доказать факт преступления. Но мы все равно проверим ваше сообщение. Через месяц позвоните нам в управление по телефону: (8422) 41-32-03, и мы вам сообщим результаты нашей работы.
– Светлана из Засвияжья вас беспокоит. Расскажите, как вы выявляете факты нарушения рекламного законодательства и какие штрафы накладываете?
– На этот вопрос я могу отвечать 30 – 40 минут. Давайте мы его немного сузим. Управление у нас не очень большое. Всего 22 человека в штате. Соблюдение законодательства о рекламе непосредственно контролирует всего один человек. Вообще работа в управлении делится на два блока. Первый – это рассмотрение жалоб и заявлений, которые к нам поступают. Второй блок – наша инициативная работа, когда мы занимаемся мониторингом средств массовой информации. Кроме этого, еженедельно мы объезжаем Ульяновск и Димитровград по определенному маршруту и смотрим, с нарушениями или нет оформлена наружная реклама. Тех, кто не соблюдает правила, мы штрафуем и исправляем ситуацию. На физических лиц накладывается штраф в размере от 2 до 2,5 тысячи рублей, на предпринимателей от 4 до 20 тысяч рублей, на юридических от 40 до 500 тысяч рублей. Но максимальный штраф мы еще ни разу не накладывали, понимая, что мера эта несоразмерная с доходами небольших рекламных фирм.
Оштрафовали мэрию на 200 тысяч рублей
– Олег вам звонит. У меня, может быть, неожиданный вопрос к вам будет: расскажите, нарушают ли антимонопольное законодательство представители регионального правительства и мэрии Ульяновска?
– Да. Такие случаи были, и они не единичные. Причем предписания мы выдавали как правительству в целом, так и его отдельным структурам. В суды областные чиновники в основном не обращались. Они выполняли наши рекомендации и исправляли ошибки. И вообще региональное правительство с нашей структурой работает более конструктивно, направляя в наш адрес проекты законов и постановлений, чего не скажешь о муниципальных образованиях. Нарушений со стороны мэрии очень много.
– А штрафы какие-нибудь чиновники выплачивали?
– Конечно. Совсем недавно мы выиграли апелляционный суд у мэрии г.Ульяновска, которая оплатила штраф в размере 200 тысяч рублей. В прошлом году городская администрация неправильно провела два конкурса по обеспечению питанием школьников города Ульяновска. Мы выдали им предписание, в котором предложили исправить нарушения и провести новый конкурс. Они не выполнили наши требования. А по федеральному законодательству за невы-полнснрге предписания антимонопольной службы может быть наложен штраф до 500 тысяч рублей. В течение года мы судились с мэрией. Выиграли суды в Ульяновске, Самаре и Казани.
Раньше мы старались штрафовать в основном должностных лиц, чтобы не «разорять» бюджеты различных уровней, но в этом случае пришлось применить санкции к мэрии как к органу власти и юридическому лицу. Это единственный случай в Ульяновской области. В прошлом году мы наложили штраф в 100 тысяч рублей на ОГУП «Облстрой-заказчик». Кстати, чиновники городской администрации под штраф попадают регулярно. Так, в 2008 году, например, первому заместителю мэра пришлось заплатить 50 тысяч рублей, начальнику управления по государственным закупкам мэрии свыше 100 тысяч рублей и т.д.
– В 2008-м у нас подобных проблем не было?
— Почему, были. Мы работаем. Отчеты и новости смотрите на нашем сайте. Должностные лица различных органов власти постоянно нарушают законодательство. Например, из министерства здравоохранения, министерства экономики Ульяновской области. Министр здравоохранения выплатил уже 100 тысяч рублей. Некоторые начальники департаментов этих министерств заплатили по 50 тысяч рублей. Лично. Из своего кармана.
– Позвольте узнать, не связано ли это с дополнительным лекарственным обеспечением?
– Нет. Там совершенно другая ситуация. В нашем случае министр подписал извещение о проведении запроса котировок на ремонт здания под одно из подразделений Минздрава на улице Кузнецова, а в нем были допущены ошибки. Оформление бумаг обычно ложится на плечи юристов, и они должны были перепроверить все документы с особой тщательностью. Согласитесь, когда у министра на столе лежит огромная кипа бумаг на подпись, он чисто физически не сможет прочитать все и проверить. Но ответственность все-таки несет он.
– Здравствуйте, меня зовут Нелли. Расскажите, пожалуйста, с какими проблемами сталкиваются физические и юридические лица при участии в размещении государственных и муниципальных заказов?
– С различными. Например, с необоснованным отказом в допуске к участию в торгах. В пятидневный срок мы рассматриваем подобные жалобы. Мы уведомляем всех участников заказа (а иногда их бывает более 30) в письменной или электронной форме. Вторая проблема -в установлении незаконных требований, которые заказчики и уполномоченные органы включают в документацию о торгах. Зачастую от участников требуют сертификаты и иные документы, которые не предусмотрены законодательством. Существует точка зрения, что делается это для того, чтобы «отмести неугодных», и сделать так, чтобы конкурс выиграла определенная компания или предприниматель, но на сегодняшний день в Ульяновской области и соседних регионах этого доказано не было. Еще бывают случаи, когда документация, на наш взгляд, пишется уже под конкретного исполнителя. Чаще всего это случается, когда идет закупка крупного оборудования. Могу привести реальный пример. Мэрия города Ульяновска объявила конкурс на приобретение четырех трамваев и в условиях указала конкретные требования (длина кузова вагона 15 600 мм, диаметр колес 700 мм). А на Урале делают вагоны с иными характеристиками. То есть автоматически получается, что некоторые не могут участвовать в конкурсе. А по выдвинутым характеристикам сразу «прошла» украинская фирма, которая и стала победителем. Мы заинтересовались этим вопросом, и торги отменили. Любопытно, что они и сумму предложили максимальную, которую прописала мэрия – 38 миллионов. А Белоруссия предлагала значительно дешевле – 25,5 миллиона. То есть мэрия смогла бы сэкономить деньги или приобрести еще несколько трамваев. В итоге торги на закупку трамваев мы отменяли дважды. Городские чиновники нарушения все-таки исправили. Выиграл аукцион Уральский завод по максимальной цене контракта (38 миллионов рублей). Хотя необходимо отметить, что ранее этот завод предлагал поставить транспорт за 36,7 миллиона рублей…
– Почему же вы не завели уголовное дело?
– Этот вопрос находится в ведении правоохранительных органов, но материалы мы подготовили для них и губернатора. Могу отметить, что при отмене 1-го конкурса на трамваи наши сотрудники активно взаимодействовали с сотрудниками ФСБ по Ульяновской области. А в целом значительно активизировалась работа с органами прокуратуры и УВД. И им большое спасибо за понимание наших усилий.
ФАС примет на работу трех человек
– Геннадий Степанович, я жительница города Ульяновска. Зовут меня Татьяна. Расскажите, как вы подбираете сотрудников для вашей структуры, и можно ли устроиться к вам на работу?
– Хотите попробовать свои силы? Приходите. Десять дней назад на нашем сайте мы разместили объявление о конкурсе, по результатам которого готовы принять трех человек. Требование к кандидатам одно – наличие высшего образования. Стаж два-три года, как это было раньше, сейчас не обязателен. Президент Дмитрий Медведев в конце июля отменил, это условие. Так что, если у вас есть экономическое, юридическое или финансовое образование, то вы смело можете отправлять нам документы. Мы их обязательно рассмотрим. Коллектив у нас хороший, дружный. Средний возраст сотрудников – до 30 лет.
– Не раскроете секрет, сколько я буду получать, в случае если меня примут на работу?
– Раскрою. Это не коммерческая тайна. Средняя заработная плата составляет восемь – десять тысяч рублей в месяц.
– Проблем с кадрами не возникает?
– Не буду скрывать, что некоторые работники уходят на более высокооплачиваемые должности. Но винить за это людей я не могу. Если им лучше где-то в другом месте, значит, так и нужно. Такова жизнь.
– А вас не пытались переманить в Москву или Санкт-Петербург?
– Ульяновск я выбрал сам. Мне предлагали работать в Москве или в другом более крупном городе. Но хотел поработать в регионе, так как здесь практика и опыт, сложные проблемы. Да и не прельщало в пробках стоять несколько часов в сутки. А сейчас уже есть слаженный коллектив, есть положительные результаты работы (с 56-го места в России в 2004 году мы уверенно в 2006 – 2007 годах заняли место в первой десятке), интересные люди среди руководителей федеральных и региональных структур, а перспективы всегда есть…
– Степан вам звонит. Можно такой вопрос. Сейчас много говорят, что некоторые высокие чиновники или коммерсанты пытаются «надавить-,- на зависимых от них людей, чтобы получить нужный результат. На вас кто-то пытался влиять?
– Нет. Бывают иногда просьбы о смягчении позиции в том или ином вопросе, но у нас все решения принимают комиссии из 3 – 5 человек, куда я зачастую и не вхожу. Кроме того, меня направил на эту работу лично руководитель ФАС России, а не назначили по чьей-то рекомендации или просьбе. Принимая то или иное решение, мы руководствуемся только буквой закона, не выходя за его рамки.
Ольга КОВАЛЕНКОВА