Правительство может отменить пошлины на импортные самолеты
Премьер Владимир Путин посетил во вторник Ульяновск, где обсуждал перспективы отечественного гражданского самолетостроения. Премьера на родине Владимира Ильича пытались заверить, что “российский авиапром высоко поднимает голову”. Но он опустил авиационщиков с небес на землю, доказав, что проблем в отрасли пока больше, чем успехов.
“Уважай инструкции и правила, чтобы судьба тебя от травм избавила!” – взывали плакаты в цехе окончательной сборки самолетов завода “Авиастар-СП”. Как раз о правилах, посетив этот завод, говорил и Путин. А они очень просты: не пытаться делать то, что все равно не имеет перспектив, а вместо этого сосредоточиться на нескольких успешных проектах.
– Работники предприятия (“Авиастар-СП”. – “Известия”) обратили внимание на то, что, как они выразились, “авиапром поднимает голову”, – поделился впечатлениями Путин, открывая совещание. – Это, конечно, приятно слышать. Действительно, если сравнить с 2002 годом, когда и это предприятие лежало на боку, да и другие были не в самом лучшем состоянии, кое-что к лучшему меняется. Но говорить об успехах пока рановато, потому что проблем больше, чем успехов.
В прошлом году, по словам Путина, в России было произведено всего шесть гражданских самолетов, в этом – планируется выпустить пятнадцать. А с такими небольшими объемами производства “погоды не только в мировом авиастроении, но и на нашем собственном рынке не сделаешь”. Причем собственный рынок, пожалуй, даже поважнее, чем мировой: такая огромная страна, напоминал премьер, просто не может обойтись без развитого авиационного сообщения. История с “ЭйрЮнион”, больнее всего ударившая по дальневосточникам, тут послужила уместным примером.
Но просто пытаться строить, как выяснилось, уже не вариант.
– Пора прекратить разговоры о том, что мы готовы и будем делать чуть ли не все на свете, – предостерег премьер. – Подобные прожекты и попытки лоббировать явно бесперспективные затеи ничего, кроме потери времени и денег, нам не принесут. “Линейка” воздушных судов, над производством которых действительно стоит потрудиться, определена: усовершенствованный Ту-204 (его как раз выпускают в Ульяновске), МС-21, “Суперджет”.
В бюджете на 2009-2011 годы на разработку, модернизацию, производство и приобретение (включая лизинг) гражданских лайнеров заложено более 130 млрд рублей. “Это, в общем-то, неплохие деньги, заметные”, – обратил внимание Путин, добавив, что ему хотелось бы понять, куда конкретно пойдут эти средства. Особенно – сколько денег будет потрачено на приобретение иностранной техники.
Премьер признался, что часто слышит предложения о том, чтобы снизить или даже “обнулить” пошлины на нее. “Я не исключаю принятия такого решения, – осторожно, но все-таки обнадежил Путин тех, кто обращается к нему с такими предложениями, – но это очень ответственное решение. Надо как следует подумать перед тем, как его принять”.
Путин сообщил, что правительство, возможно, подумает об отмене пошлин на ввоз импортных комплектующих. Но только если надежд не оправдают “Ростехнологии”, которым отданы производители комплектующих, и “выпуск современных и приемлемых по цене изделий налажен не будет”.
– Ни отечественные, ни тем более зарубежные перевозчики не будут ждать вечно новых российских самолетов, – обрисовал не слишком радужные перспективы Путин. – Образно говоря, взлетная полоса у российского авиапрома очень коротка!
Наталия Антипова