Говорить о том, что кризис в российской авиационной промышленности преодолен, рано, но общий позитивный настрой позволяет уверенно двигаться вперед. Такой была основная мысль премьер-министра Российской Федерации на совещании по вопросам развития производства гражданских воздушных судов, которое глава правительства провел на ЗАО «Авиастар-СП» в минувший вторник.
– Авиастроение, – отметил Владимир Путин, – одна из тех высокотехнологичных отраслей, в которой отечественная промышленность и наука в полной мере способны реализовать свой конкурентоспособный потенциал. Наличие собственного авиастроения, ремонтной и сервисной базы – обязательное условие развития всего Российского авиапрома.
По словам главы правительства, перемены к лучшему в этой отрасли есть, но проблем пока больше, чем успехов.
– В прошлом году всеми российскими авиазаводами было выпущено всего шесть самолетов, – подчеркнул премьер-министр. – На этот год запланирован выпуск пятнадцати. Такими темпами погоды на мировом рынке не сделать. Требуется максимальная концентрация ресурсов и эффективная государственная поддержка. В 2009-2011 годах на разработку, модернизацию, производство и приобретение, включая лизинг, гражданской авиации предусмотрены ассигнования свыше 130 миллиардов рублей. Необходимо также восполнить дефицит авиадвигателей и комплектующих.
Два года назад началось формирование объединенной авиастроительной корпорации («ОАК»), которая должна сосредоточить усилия на разработке и производстве перспективных моделей самолетов. В планах ОАО «ОАК» – в 2008-2012 годах выйти на производство 434 воздушных судов. Немалую роль в этом призван сыграть ульяновский завод ЗАО «Авиастар-СП» как центр выпуска транспортных и среднемагистральных самолетов. Владимир Путин, в сопровождении заместителя правительства РФ Сергея Иванова и губернатора Сергея Морозова, ознакомился с образцами самолетов «Ту-204» различных модификаций и «Ан-124 «Руслан». Интерес премьера вызвал цех окончательной сборки и образцы современной авионики и другого авиационного оборудования, которое производится ульяновскими ОАО «Утес» и ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения».
– Ситуация на заводе обнадеживает, – поделился мнением президент ОАО «ОАК» Алексей Федоров. – Растут объемы производства, численность персонала, заработная плата. Идет техническое перевооружение предприятия, первые станки уже смонтированы и работают. Конечно, «Авиастар» далек от мощностей 1980-х годов, но в перспективе способен вновь их достичь. В целом программа модернизации рассчитана на срок до 2015 года, в рамках ее будет закуплено и внедрено в производство около 900 современных высокопроизводительных обрабатывающих центров, которые заменят устаревшие станки.
Невольно напрашивался волнующий многих вопрос о возможности
возрождения производства «Русланов».
– Вопрос простой и сложный одновременно, – ответил Федоров. – За время, прошедшее с момента остановки производства, были утеряны многие уникальные технологии выпуска этих машин. По большей части это касается смежников: скажем, алюминиевые панели для «Руслана» уже не выпускают. Возрождение производства потребует инвестиций в полмиллиарда долларов. Чтобы окупить такие затраты заводу, необходим будет большой стартовый заказ – 50 самолетов. Пока такого нет, но мы активно ведем переговоры с наиболее активными игроками на этом рынке, в том числе иностранными компаниями, занимающимися нестандартными перевозками.
Но даже без «Русланов» «Авиастар» без работы не останется -президент «ОАК» озвучил возможность производства в Ульяновске нового транспортного самолета «Ил-476», да и большая потребность в пассажирских «Ту-204» серьезно загрузит мощности завода на ближайшие годы.
Особый разговор зашел о портовой зоне в районе аэропорта «Ульяновск-Восточный». Согласно мнению министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной, в настоящее время готовится постановление правительства о статусе зоны и концепция ее развития. Перспективы самые оптимистичные.
Дмитрий Сильнов