Несмотря на оптимистичные заверения властей, ситуация в ЖКК продолжает ухудшаться

Евгений МАРКОВ

Каждый год с наступлением осени город замирает в ожидании: какова будет ситуация с отоплением? Когда в дома начнет поступать тепло? Какого оно будет качества? Обойдется ли без аварий? Будет ли лучше, чем в прошлый сезон? А может, будет хуже? Вопросов множество, и не на все из них находятся ответы. И, что примечательно, все более оптимистичными становятся заявления областных и городских властей: тепло дадим раньше, ситуация под контролем, все будет хорошо. В общем-то, это понятно – демонстрировать пессимизм политически невыгодно. Стоит только начать говорить о серьезнейших проблемах, существующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, – с тебя же первого и спросят. Поэтому официальная точка зрения о сложившейся ситуации: либо хорошо, либо ничего. То есть практически как о мертвом.

Неудача всегда сирота

Однако время сейчас такое: сотрудники средств массовой информации не зря едят свой хлеб, и шила в мешке не утаишь. Сыплются с экранов телевизоров и со страниц газет сюжеты, статьи и репортажи – люди замерзают тут, жильцы жалуются там, здесь течет, там прорвало. Растет народное возмущение, волнуются ульяновцы, голос поднимают. И власти не остается ничего иного, кроме как искать стрелочника, крайнего, виноватого. Ну а кто больше всего подходит на эту роль? Конечно же, муниципальные управляющие компании. Еще бы – ведь именно на них возложена ответственность за конкретные действия в том или ином доме. Именно они, грубо говоря, должны прийти и заделать свищ, заизолировать трубы, откачать воду, прочистить стояки, и так далее,- и тому подобное. Тут уж, как говорится, сам Бог велел им нести ответственность на всю катушку. «Огонь» по управленцам ведется и с другой стороны: «государево око» не дремлет, проверки следуют за проверками, в предписания за штрафами и другими взысканиями. И все получается как всегда: «Царь хороший – бояре плохие!». Вспоминается еще одна известная поговорка, которую можно даже немного перефразировать: «У успеха много отцов, а неудача всегда сирота».

Но если уж искать ответы на вопросы, то до конца. А если попытаться разобраться, почему же управляющие компании демонстрируют столь неутешительные результаты своей работы? Неужели во всей ульяновской области нет профессиональных и обученных работников, которые просто будут хорошо выполнять свои обязанности? Совершенно очевидно, что проблема в другом: будь такие люди в наличии – они бы уже давно занимали соответствующее место. Вытащить ульяновских коммунальщиков на откровенный разговор практически невозможно – никто не хочет раскачивать под собой кресло и отягощать свою и без того непростую жизнь. Но все же когда удается это сделать путем клятвенного обещания не указывать никаких имен и фамилий, общая картина начинает видеться совершенно в другом ракурсе.

Как все устроено?

Чтобы разобраться, необходимо сначала увидеть, как работает ульяновская коммунальная машина. Управление жилым фондом, собственником которого являются сами жильцы, осуществляется жилищностроительным кооперативом (ЖСК), товариществом собственников жилья (ТСЖ) или же частной управляющей компанией. В этом случае владельцы квартир сами определяют, кто будет возиться с их трубами, подъездами, дверьми и тому подобными вещами. Тут все определяется исключительно хозрасчетными отношениями. Есть работа? Стоит столько-то. Есть деньги? Есть результат. Нет денег – ничего нет. И винить некого, кроме себя: никто ведь не ожидает, что домой каждый вечер будут бесплатно приносить горячую вкусную еду.

Если же дом находится на балансе города (а таких в Ульяновск большинство), то поддерживать его в надлежащем состоянии должна муниципальная управляющая компания. Таких у нас в городе несколько, по районам. И здесь о простых и понятных хозрасчетных отношениях (услуга – деньги – услуга) говорить не приходится. По какой причине? Граждане, проживающие в таких многоэтажках, оплачивают коммунальные услуги по строго установленным тарифам. А в тарифе жестко прописано: такая-то часть – на эти нужды, такая-то – на эти. И так далее. И когда «подбиваешь бабки», то, если честно, просто глаза лезут на лоб: на ремонт и содержание в течении года (!!!) может причитаться и 11 тысяч рублей, и 20 тысяч, и 30. Если на тот или иной дом тариф позволяет раскошелиться на 100-150 тысяч рублей, то это у коммунальщиков считается чуть ли не рекордом. Но если трезво посмотреть даже на эти «астрономические деньги»: 10-12 тысяч в месяц «на все – про все» – это, как говорится, просто слезы. Существует еще один любопытный парадокс: чем старее дом, тем меньше выделяется на его содержание. То есть самым проблемным участкам достается меньше всего внимания. А взять деньги с нового дома и направить их на ремонт старого – значит нарушить права жильцов и преступить закон.

Больше становится всего… кроме денег

Вот и представьте себе коммунальщиков: с одной стороны, наковальня в виде разгневанных жильцов, а с другой, – молот с лицом вышестоящего начальства и различных проверяющих, -которые требуют, чтобы все было выполнено вовремя и в срок. Ну а состояние ульяновского жилого фонда известно какое. Возраст большинства «хрущевок» перевалил за 40 лет, и основная их масса ни разу капитально не ремонтировалась – дышат они буквально на ладан. И ситуация ухудшается с каждым годом. Вроде бы придуман механизм решения – 185-ый федеральный закон, предусматривающий выделение федеральных денег на капитальный ремонт жилья. В этом году город получил на эти нужды 200 миллионов рублей, начаты работы в 136-ти домах. Подана заявка и на следующий год, возможно, будут и еще средства. Но время бежит, и бежит неумолимо. И вопрос остается открытым: а успеем ли мы отремонтироваться до тех пор, когда жилой фонд начнет рассыпаться как карточный домик? А ведь жильцов обещания о том, что вот-вот станет легче, уже совершенно не успокаивают: требований и недовольства все больше. Больше и давления на коммунальщиков. Одного только больше не становится – денег. А нет денег – от работы начинают отказываться подрядные организации. То есть те, которые варят трубы, промывают систему, устраняют засоры, откачивают из подвала воду, и так далее. Если раньше на эти заказы объявлялся конкурс, то теперь управляющим компаниям приходится умолять подрядчиков не бросать объекты в преддверии зимы. Иногда удается уговорить, иногда нет. И тогда на самом пороге холодов просто исчезают все сварщики и слесари – не хотят трудиться за гроши. А рычагов влияния на подрядчиков у управляющих компаний нет никаких – ни обязательств жестких нет, ни неустоек. А сами же управляющие компании подрядной деятельностью заниматься не могут -таков закон и порядок. И кого здесь назначишь виноватым? Всех сотрудников ЖКХ или кого-то в отдельности?

Долг платежом красен

Еще один коммунальный бич Ульяновска (да и не только его) – долги перед поставщиками услуг (тепло, горячая и холодная вода, свет). Механизм их возникновения прост и тоже увязан на тарифах и на техническом состоянии жилого фонда. Возьмем, допустим, самую дорогую энергию – тепловую. Энергетики через городские сети поставляют в каждый дом определенное количество тепла. В соответствии с ним выставляют счета. Но с населения собирается денег гораздо меньше – строго по тарифу. Жильцы расплачиваются с управляющей компанией, та отдает деньги энергетикам, но суммы не достаточно – недостающие финансы называются «выпадающими доходами». Раньше они могли быть покрыты из городского бюджета, теперь же новый бюджетный кодекс запретил подобную практику. Оздоровить ситуацию можно: необходимо в каждом доме установить общий прибор учета и платить по факту, а не по среднему. Вот только стоимость такого большого счетчика доходит до 120-ти тысяч рублей. А их нужны многие сотни в каждом районе, не говоря уже о том, что старый долг никто не спишет. Вот и зреет такой огромный кредитный пузырь, который, если не принять мер, обязательно когда-нибудь лопнет. И тогда наверняка будет не до бравых отчетов и громких заявлений.

Вынь да положь!

Еще одно обстоятельство, которое заставляет руководителей управляющих компаний в ужасе хвататься за головы, – это жилой фонд, который передают в их ведение по решению суда. Схема примерно такая: снимает с себя предприятие ответственность за ведомственное жилье – куда его девать? К кому на баланс определить? Ответ простой – передаем управляющим компаниям. Что это обозначает на практике? А то, что в уже хоть как-то огромным трудом сбалансированную систему добавляется мощный дестабилизирующий фактор – дома, большинство из которых требует капремонта, а 30 процентов – полной реконструкции. А ждать никто не хочет: давай людей, давай чини, давай разбирай-собирай. Где взять деньги, где взять людей? Никого не волнует. А не будешь делать – жалобу на тебя прокуратуру, нарушаешь конституционные права граждан. Прокуратура, суд, штраф, деньги со счета. Кому-то, наверное, стало жить лучше от этого. Но уж точно – не коммунальщикам, и не их клиентам.

Вот таковы результаты нашего беглого анализа, который не ставит себе целью кого-нибудь очернить или обелить. Чем глубже проблема, тем сложнее ее решение, и тем более высоким государственным мужам необходимо ломать голову над ее решением. Если не сделать этого сейчас – завтра может быть поздно. Вопрос лишь в одном: кто возьмет на себя смелость искать не виноватых, а выход?