Председателю Заксобрания Ульяновской области Зотову Б.И.

Уважаемый Борис Иванович!

Обратиться к Вам нас вынуждает серьезная ситуация, сложившаяся в Ульяновской области с хранением просроченных ядохимикатов. Многочисленные обращения к областному правительству никаких видимых результатов не принесли.

На территории региона общественными проверками выявлены многочисленные опасные очаги заражения окружающей среды пестицидами. Тонны просроченных ядовитых веществ хранятся в несоответствующих, а зачастую и совершенно непригодных для этого условиях.

Полуразрушенные хранилища создают двойную угрозу. Во-первых, находиться в их зоне опасно для здоровья человека. Во-вторых, весной их ядовитое содержимое с талыми водами попадает прямиком в реки, озера, родники и подземные источники, а затем и в системы водоснабжения населенных пунктов. Люди пьют эту отравленную воду.

Буквально в августе в селе Большая Борла было обнаружено более 6 тонн смеси различных специфических препаратов. Агрохимикаты хранились на разрушенном складе, расположенном всего в двух километрах от поселка. На территорию хранилища совершенно свободно заходили люди и домашний скот, подвергая огромной опасности собственное здоровье и даже жизнь. Кроме того, в результате осадков образовались ядовитые ручьи, полностью погубившие растительность на прилегающих участках земли. Восстановление экологической системы здесь займет несколько десятков лет. И это всего лишь один пример. Количество пока еще не выявленных очагов заражения и несанкционированных свалок пестицидов, представляющих собой отходы первого класса опасности, неизвестно.

Вопрос об утилизации вредных химических веществ и пестицидов требует максимально серьезного подхода и как можно более быстрого реагирования властей. Ситуация вокруг ненадлежащего хранения ядохимикатов будет усугубляться до определенного критического момента – затем последует неизбежный экологический «взрыв», последствия которого ликвидировать областной власти будет гораздо проблематичнее, чем наладить сейчас, пока еще не поздно, систему вывоза и захоронения этих вредных химических веществ.

Благодаря постоянным обращениям и сигналам общественности, проблема рассматривается на областном уровне уже с 2005 года, но видимых результатов по-прежнему нет. Объем ежегодно выделяемых средств слишком ничтожен для окончательного разрешения ситуации: вывозится лишь малая часть ядохимикатов, в то время как ежегодный экологический ущерб от оставшихся веществ превышает эти затраты в сотни раз.

Следует обратиться к опыту соседних регионов (Татарстан, Мордовия, Саратовская область, Чувашия), которые сумели выбрать правильную стратегию и успешно справились с проблемой хранения непригодных для применения пестицидов, не пожалев единовременно выделить необходимые средства из бюджета на их вывоз и утилизацию.

Это становится тем более логичным и понятным, в свете того, что стоимость приема этих видов отходов ежегодно и значительно дорожает. Специализированные объекты захоронения этих видов отходов находятся только в нескольких регионах России и уже существенно заполнены. Таким образом, затягивая решение этого вопроса, Ульяновская область в результате может столкнуться с необходимостью строительства собственного подобного объекта. А это страшная «язва на теле» области, не говоря уже о стоимости подобного сооружения во многие сотни миллионов рублей.

Экологическая общественность Ульяновской области считает, что областной власти необходимо незамедлительно принять самые решительные меры по выявлению несанкционированных мест размещения, организации надлежащего временного хранения, вывоза и утилизации всех просроченных ядохимикатов на территории региона.