На прилавках магазинов областного центра продукции местных товаропроизводителей явно недостаточно

Виктор Никитин

Заместитель председателя областного правительства Александр Якунин посетил магазины сетевых торговых компаний Ульяновска. Как известно, ценовая политика в них строится с учётом интересов собственного бизнеса: рынок есть рынок, если даже он российский.

Визит высокого гостя не был обусловлен праздным любопытством. С учётом нынешней ситуации на продовольственном рынке он вознамерился, что называется из первых рук, получить информацию о состоянии потребительских цен, прежде всего, на социально значимые продукты питания. Ему важно было увидеть и узнать, насколько широко на полках магазинов города представлена продукция местных производителей. И главное, выяснить эффективность принимаемых облправительством мер по сдерживанию цен на хлеб, молоко, кефир, расти-

тельное масло, некоторые крупы… Обращалось внимание на санитарное состояние торговых залов, выкладку товаров, ассортимент продукции и даже внешний вид магазинов, вплоть до благоустройства прилегающих к ним территорий.

Увиденное и услышанное оставляло двоякое впечатление. С одной стороны, где лучше, где похуже магазины проводят различные ценовые акции. Достаточно широко практикуется распродажа продуктов по социальным картам, выдаваемым горожанам департаментом социальной защиты населения. Торговые точки по возможности максимально приближены к домам, что для их жильцов крайне удобно: не надо ходить за пакетом молока или буханкой хлеба за тридевять земель.

С другой стороны, не может не смущать, что продукции местных производителей на прилавках магазинов по-прежнему мало. Зато в изобилии мясо, колбасы, молочные продукты и даже куриные яйца из Татарстана, Мордовии, Чувашии, Пензы, Саратова, Самары… Несколько лучше с овощами. Но разброс цен на продукцию того же ОГУСП «Тепличное» невероятный. В магазинах одной сети картофель может стоить 20 рублей за килограмм, в магазинах другой – 12. Капуста, получаемая от производителя по два рубля с полтиной, в магазинах идёт по семь-восемь рублей. До полутора десятков рублей может доходить разница в отпускной и розничной цене на продукцию ОАО «Ульяновскрастмасло». Автор этих строк долго пытался выяснить, почему прилавки завалены саратовским луком и совсем не видно нашего знаменитого плода из Карсунского района. Члены делегации и работники прилавка либо деликатно обходили вопрос стороной, либо пожимали плечами. Понятно, что у торговли свои сложности. Иной магазин и рад бы взять побольше дешёвой и, главное, качественной продукции у местных крестьян, но или транспорт для этих целей не предусмотрен, или нет складских помещений.

В общем, до сих пор что-то мешает. Остаётся открытым вопрос о перекупщиках.

Тем не менее рейд по магазинам оказался во всех отношениях полезным. Александр Якунин так и говорит: «Наличие торговых сетей является для нас возможностью «поиграть» на ценообразовании, выстроить новые взаимоотношения, последовательно решать вопросы качества продукции. По итогам выездного мероприятия прихожу к выводу о необходимости таких посещений на регулярной основе не только в городе, но и в районах области». Что ж, на то и щука в озере, чтобы карась не дремал.