Театр

Хотела бы я оказаться в эти три сентябрьских днях в Санкт-Петербурге. Поглазеть на Неву, мосты, каналы. Не спеша прогуляться по Невскому. И непременно остановиться у огромного экрана, на котором крутили фильм об Ульяновском драматическом театре и представляли «Трилогию страсти». Посмотреть – и растаять от любви, и приосаниться от гордости за своих…

Впрочем, эти чувства я все равно испытала, когда услышала рассказ актеров о питерских гастролях –

самых необычных за последние 20 лет. Во-первых, в театре уже подросли и оперились артисты, ни разу не бывавшие в Питере и впервые поехавшие в гастрольную поездку! Во-вторых, в северную столицу ульяновцы привезли уникальный проект «Трилогия страсти». Три спектакля поставлены в разное время Юрием Копыловым, Денисом Кожевниковым и Ювеналием Калантаровым. Три постановки, что объединяют тончайшие связи, пронизывающие романы Гончарова. Три истории о человеческих страстях, способных перевернуть судьбу, жизнь…

«Обрыв» живет на нашей сцене уже 10 лет. Премьера «Обломова» состоялась в прошлом году на первом фестивале «Герои Гончарова на современной сцене». А вот «Обыкновенную историю» ульяновские театралы еще не видели — именно в Санкт-Петербурге и прошел её премьерный показ. А мы увидим «Историю» на втором гончаровском фестивале, намеченном на ноябрь. Слышу-слышу вопросы: чегой-то они так размахнулись — премьеры, поездки, фестивали! Такой вот амбициозный театр имени Гончарова на родине Гончарова. Умеем удивить и добиваться цели. В прошлом году Федеральное агентство по культуре объявило ряд конкурсов, пообещав щедрые суммы за проекты, связанные с творческим наследием Ивана Александровича. Тут наш театр и проявил творческую жадность. «Ну вы даете!» – только и развели руками московские чиновники. И отдали три победы в трех конкурсах ульяновцам!

Так, на федеральные средства, появилась в репертуаре «Обыкновенная история». Так стала реальностью поездка в Петербург — а куда ещё ехать с гончаровскими постановками, как ни в город, где писатель творил и добился успеха? Так получил продолжение Всероссийский фестиваль «Герои Гончарова».

Уже в Питере проект доказал свое право на существование. Хотя, казалось бы, все складывалось против нас — в те же дни в городе работали МХАТ под руководством Олега Табакова, Ленком, «Современник». К тому же избалованную хорошими театрами северную столицу провинциалам покорять трудно. Но, как говорится, пока не поешь — не узнаешь вкуса. Придите и посмотрите! – предложил наш театр питерцам. И вот что из этого вышло…

«Я получила такие положительные эмоции, каких не испытывала уже давно». «Неожиданные декорации, шикарные костюмы, яркие мизансцены — у меня до сих пор мурашки по коже идут. МХАТ отдыхает!». «Ваш репертуар дает фору питерским театрам». «Спектакль заставил задуматься о любви, о том, что мы теряем в погоне за сиюминутным». «Я увидел жизнь — живую, неподдельную»… Все это отзывы петербургских зрителей о наших спектаклях, запечатленные, кстати, на пленку. Причем, большая часть этих зрителей — молодые люди, что при нынешнем отношении молодежи к театру вообще и к классике в частности, делает успех ульяновцев особенно весомым.

Народная артистка России Клара Шадько с удовольствием вспоминает: «Тот зритель, который к нам пришел, остался с нами навсегда. Мы услышали столько добрых, теплых, умных слов! Нас благодарили за тонкие, серьезные, проблемные спектакли, которые к тому же очень современные. Петербург держит провинциальные театры на определенном расстоянии. Хотелось это расстояние сократить. К тому же в «Балтийском Доме», где мы играли спектакли, с его огромной сценой очень трудно «держать атмосферу». И мы держали достойно. Знаете, в антракте зрители дарили нам подарки, сувениры. Мы утопали в цветах!».

Народный артист России Борис Александров готов доказывать всем: «Этот потрясающий, замечательный проект нужно развивать и делать брендом театра. Не видел, чтобы со спектакле ушел хоть один зритель. Услышал, как одна из зрительниц говорила соседке: «Помнишь, спектакль по Гончарову в БДТ? Невозможно было смотреть. А тут…». Конечно, мы себя с БДТ не равняем, но когда нас сравнивают с таким знаменитым театром — это дорогого стоит».

Во всех «страстях» трилогии была занята заслуженная артистка России Ирина Янко. Она знает: «Хороший зритель в Питере, интеллигентный. Так любит классику, что классические спектакли играть для них – одно удовольствие». Трепетная Вера в «Обрыве» — Оксана Романова — считает свою роль подарком судьбы, а гастроли в Питере — подарком вдвойне. А «прозвездевший» по полной программе на питерской сцене Денис Ярыгин – Адуев в «Обыкновенной истории» – вспоминает великолепную реакцию зала на слова его героя: «Прощай, Санкт-Петербург, каменная гробница лучших человеческих чувств». Приятно, когда зал понимает артиста…

Пожалуй, нетрудно понять реакцию питерцев на на «простую» классику, сделанную профессионально и трепетно. По соседству с ульяновцами в мюзик-холле шел спектакль «Монолог…как бы это помягче… – одной женской части тела». Нетрудно догадаться про сюжет с ее участием и соответствующими э-э…пикантными подробностями. Артисты не стесняются разоблачиться в «образах». Пользуется в Питере бешеной популярностью и «Король Лир» знаменитого режиссера Льва Додина. Билеты за четыре тысячи рублей достать невозможно. За эти деньги народ смотрит на абсолютно голого короля. В прямом смысле голого. От него не отстают и другие персонажи. Зрителю с трудом удается вникнуть в страдания Лира… На нашем Гончарове публика вернулась к классическому Театру.

По замыслу создателей «Трилогия страсти» – это эпическое повествование повествование об опасной увлеченности сердца. Герои Гончарова доказывают, что страсть противоположна чувству: последнее возвышает душу человека, а страсть нередко оказывается губительной. И все же хочется страстей — земных и театральных! Поэтому с нетерпением будем ждать встречи с гончаровскими героями, которые безоглядно отдаются страсти или упрямо ей сопротивляются. Подождем 25 октября — открытия 223-го сезона в нашем театре.

Ольга Савельева