Новый школьный курс по нанотехнологиям, разработанный учеными УлГУ, оценили педагоги Ульяновска, Пскова и Ростова.

В последнюю неделю сентября в Ульяновске, Ростове и Пскове прошли научно-методические семинары, посвященные обсуждению программы и учебно-методического сопровождения элективных курсов «Введение в нанотехнологии».

Три месяца назад специалисты УлГУ, выиграв грант на подготовку учебного пособия по актуальному ныне научному направлению, приступили к его разработке. Требования Федерального агентства по образованию, выступившего заказчиком элективных курсов по физике, химии, биологии, предусматривали их экспертизу посредством организации семинаров для педагогов и представителей высшей школы.

Для охвата образовательной общественности трех городов ульяновцы организовали автобусную поездку Ульяновск-Ростов-Псков. Первые два семинара прошли в нашем городе, затем десант ученых отправился по маршруту. В состав делегации вошли проректор по научной работе и информационным технологиям УлГУ Виктор Голованов, три руководителя курса – профессоры Людмила Каменек, Виталий Сыч и Вячеслав Светухин, основные участники процесса разработки курса – доцент Сергей Новиков, создавший сайт проекта (www.nano-edu.ulsu.ru), и методист Областного института повышения квалификации Марат Ахметов.

Докладчиками на семинарах помимо ульяновцев выступили специалисты Московского государственного университета, Института биологии развития РАН, НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, Псковского государственного педагогического университета, институтов повышения квалификации трех городов.

Содержание учебных модулей представлено в виде пакета из трех учебно-методических комплексов элективных курсов «Введение в нанотехнологии». Каждый включает учебное пособие для учащихся и учебно-методическое пособие для учителей. Модули имеют общую базу знаний и единые концепцию и методики обучения. Все участники семинара имели возможность получить пакет материалов, а также анкету, которая позволит учесть замечания учителей в исправленном варианте курса.

В Ростове семинар проходил в лицее № 1, одном из самых престижных учебных заведений области для особо одаренных детей.

– Мероприятие вызвало огромный интерес у педагогов профильных дисциплин, специалистов методических объединений, ученых Южного госуниверситета, – говорит Виктор Голованов. –Для нас были важны оценка нашей работы, предложения и пожелания прежде всего педагогов. Первое, что они нам сказали, спасибо. Мы услышали, что курс разработан профессионально, на высоком уровне, соответствует требованиям времени. Для нас было проблемным вопросом включение в раздел физики теоретического блока по квантовой механике. Казалось, что уровня школьных знаний еще недостаточно, чтобы воспринять тему. Но в Ростове сказали, что квантовая механика необходима. Пожелали, чтобы курс содержал больше практических примеров из опыта российских вузов, а не западных. Мы все предложения, конечно, учтем.

В Пскове участников семинара принимал местный Институт повышения квалификации. Форум также собрал огромное количество специалистов, несмотря на то, что промышленный потенциал Пскова существенно ниже, чем Ростова, где интерес к нанотехнологиям очень высок. Из Пскова ульяновцы привезли благодарность за свою деятельность.

– В трех городах нам удалось собрать аудиторию свыше шестисот человек, -делится успехами Виктор Голованов. – Таким образом мы перевыполнили план, который поставило перед нами Агентство по образованию. Главное – мы предоставили учителям возможность работать с курсом и показали, как это делать. Интернет-сайт, разработанный нашими специалистами, дает возможность диалога. За десять дней на страничку поступило свыше тысячи вопросов и предложений.

В целом представленные организаторами семинаров материалы и идеи получили высокую оценку. В то же время было отмечено, что изложить на доступном для учеников старших классов уровне принципы нанохимии, наноэлектроники, наносенсорики весьма сложно. Следует учитывать, что целью элективных курсов не является погоня за техническим прогрессом и последним словом в научных изысканиях в области нанотехнологий. Любая информация о новых результатах может устареть в течение полугода. Основное внимание следует уделить лишь общим принципам, главным идеям, ведущим закономерностям, которые не утратят актуальности в обозримом будущем. Главным результатом обучения должна стать не сумма переданных знаний, а формирование интереса учащихся к нанотехнологиям, развитие мышления, содействие формированию представлений о фундаментальном единстве естественных наук. Важнейшей целью элективных курсов является пробуждение в школьнике желания познать больше, самостоятельно дополнить свои знания, а также формирование интереса к естественно-научным дисциплинам, значение которых, по мнению многих педагогов, утрачивается. Именно введение курса позволит повысить тягу школьников к физике, биологии, химии.

В ближайшее время разработчики планируют провести в ИПК несколько бесплатных занятий для педагогов школ, но уже не просто ознакомительного, а обучающего характера. Будет организован цикл повышения квалификации с вручением сертификатов, подтверждающих право на ведение курса.

В ноябре отчет о работе по разработке и экспертизе курса будет представлен в Федеральное агентство по образованию. Затем предстоит новая работа. Теоретический элективный курс должен сопровождаться практическим разделом. В рамках гранта УлГУ получил оборудование для проведения лабораторных работ со школьниками. Лабораторный курс вместе с теоретическим составит обучающую программу для подготовки профессионально ориентированных студентов и школьников в области нанотехнологий. Кроме того, после окончания деятельности по разработке учебного пособия наверняка возникнет необходимость создания учебника.

Ольга Николаева