Рукописная книга образца XVIII столетия, берестяные грамоты с рисунками «Пашки-летописца», письмо Корнея Чуковского, старообрядческая рукопись о «мерзком зелии» (картофель), тетрадь стихов и посланий симбирской гимназистки, военные дневники в четырех тетрадях с подписью на первой из них: «Если погибну…» – все это хранится в коллекции личного фонда Петра Сергеевича Бейсова, презентация которого состоялась в читальном зале областного государственного архива в минувшую пятницу.

Петр Сергеевич Бейсов (1906 – 1976 годы) крупнейший ульяновский краевед-литературовед – был страстным патриотом Симбирска, хотя родился в далекой Ростовской области. Окружающие его воспринимали как интеллигента в энном поколении, настолько тонко был организован его внутренний мир, но по рождению он был сыном батрака. Он был крепок и бодр физически, очень деятелен и активен… И поэтому его внезапная смерть стала для окружающих потрясением.

В минувшую пятницу на презентации личного фонда Бейсова (кстати, одного из самых востребованных личных фондов, хранящихся в архиве) собрались люди, которые, так или иначе, прошли по краешку судьбы этого человека. Теплые слова перемежались потрясающими фактами краеведческого толка и воспоминаниями случаев из жизни.

По инициативе Бейсова в Ульяновске были организованы I и II Всесоюзные Гончаровские конференции, он стоял у истоков создания Музея И.А.Гончарова, открытого в 1982 году. Благодаря ему сохранена могила отца и сына Минаевых, оказавшаяся в зоне затопления. Именно он нашел лучшее место для Гончаровской беседки, когда ее пришлось «эвакуировать» с разрушаемой оврагом территории. В годы оттепели Бейсов добился публикации произведений незаслуженно забытого писателя Степана Скитальца, книги которого были вычеркнуты из отечественной литературы и с 1939 года не переиздавались. (Скиталец, друг Горького, в 1921-1934 годах жил за границей, в Харбине, и это не могло не отразиться на отношении к нему властей. – Ред.) Особенно страстно Петр Сергеевич изучал творчество Ивана Гончарова и декабриста Владимира Раевского. Монографии Бейсова, посвященные им, до сих пор востребованы в литературоведении.

В памяти коллег, друзей, студентов (Петр Сергеевич был доцентом педагогического института) Бейсов остался как человек бескорыстный, щедрый, сильный… На встрече в архиве краевед Мира Мироновна Савич поделилась своими воспоминаниями о случае неординарном… На речном вокзале Бейсов провожал свою знакомую. За разговором ни он, ни она не заметили, что теплоход в полной готовности к отплытию – трап уже убрали. Женщина была в замешательстве, а Бейсов мигом вскочил на ограду причала, вторую ногу по ставил на перила палубы, подхватил свою знакомую на руки и вместе с вещами перенес на теплоход. И это при том, что Петр Сергеевич ходил, опираясь на палочку… Он воевал, а в августе 1942 года, вытаскивая из-под обстрела раненого курсанта и пулемет, был сам тяжело ранен в ногу.

Бейсов прошел фронтовой путь от командира роты до помощника начальника штаба полка, воевал на Сталинградском фронте, где, не переставая, вел дневники. В четырех тетрадках, исписанных неразборчивым торопливым почерком события, впечатления, солдатский фольклор уникальная летопись войны в исполнении человека, пережившего ее кошмары и не прогнувшегося под нее. 16 сентября 1942 года он пишет почти в отчаянии: «Кажется, буду калекой», а через два дня – восторженно: «К нам зашел Слава Ростропович… и на виолончели исполнил для нас (лежачих) Баха, Чайковского, Римского-Корсакова».

И под огнем противника, и в мирной жизни он заражал людей жаждой деятельности, поиска.

Солдаты на фронте по его инициативе выпускали газету. Студенты под его влиянием увлекались исследованием истории Симбирской губернии и несли ему настоящие раритеты, волею судьбы оказавшиеся на задворках современности. Вероятно, так, постепенно, в его коллекции появлялись редкие экспонаты – рукописный гимназический журнал «Счастливец», «История о Мелентесе и Паламедесе» – 240-листовая рукописная книга (1759 год), принадлежавшая когда-то дворянину Алимпию Степановичу Шепелеву, берестяные грамоты, на которых в середине ХХ века чудаковатый «Паша-летописец» остро заточенным твердым карандашом писал «историю» села Ружевщино Сурского района. Почти четыре десятка листочков…

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.

P.S. Презентацией личного фонда Петра Сергеевича Бейсова областной архив открыл целый цикл рассказов о наших известных земляках и наследии, которое они нам оставили.