В Засвияжском районе, на улице Корунковой, есть небольшой магазинчик, о котором, кроме жителей соседних домов, никто и не знал бы. Но его выделяет среди прочих торговых точек подобного рода кричащая вывеска Pepsi. И пассажиры маршрутных такси так и обращаются к водителю: «Остановите у Pepsi!»… Можно, конечно, предположить, что вся проблема в том, что Pepsi предпочитает целое поколение, а кто такая Корункова, знают немногие… Тем не менее очевидно, что навязчивая реклама сделала свое дело, и у значительной части горожан произошел сдвиг в сознании: вывески на магазинах и рекламные плакаты становятся более приметными ориентирами, чем названия улиц

Кто такой Гончаров, большинство ульяновцев пока знает. Однако стоит только выйти на улицу его имени и посмотреть по сторонам, возникает большое сомнение в том, что память об этом славном писателе сохранится надолго — не взирая на то, что в городе есть и Дом Гончарова, и гончаровский сквер, и даже философский диван Ильи Ильича Обломова. Улицы практически не видно за рекламными растяжками, билбордами, плакатами и многочисленными вывесками. Центр города — место бойкое, и, естественно, каждый рекламодатель так и норовит «засветиться» именно здесь, где ежедневно проходят тысячи и тысячи людей. Похоже, городских чиновников совершенно не волнует то, что столь массовая, агрессивная и навязчивая реклама буквально заполонила центр города. Более того — им совершенно безразличен и тот факт, что сделано это в прямое нарушение существующего законодательства о рекламе.

Попытку начать наводить порядок в этой сфере сделал областной комитет по культурному наследию. На имя председателя комитета архитектуры и градостроительства мэрии Ульяновска Натальи Клейменовой было направлено письмо о том, что «на здании, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, 32, являющемся объектом культурного наследия регионального значения, установлена реклама «Скайлинк» без согласования с государственным органом — комитетом Ульяновской области по культурному наследию, что является нарушением требований законодательства Российской Федерации по охране объектов культурного наследия.

Однако ответ из мэрии был скор и лаконичен. Суть его состояла в том, что речь в данном случае идет не о рекламном плакате, а об обыкновенной вывеске, где присутствует лишь название «квартирующей» здесь фирмы: «Федеральный закон «О рекламе» не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера». Создается впечатление, будто авторы ответа не умеют читать… На плакате отчетливо написано «Сотовая связь нового поколения»! Что это, спрашивается, если не реклама?!

И это не единичный пример: за рекламными «указателями» скрыты фасады таких памятников культурного наследия, как «Доходный дом купца Сусколова» (Гончарова, 28/ 13), «Здание Симбирской духовной семинарии» (Гончарова, 30), «Здание Волжско-Камского банка» (Гончарова, 32), «Доходный дом мещанина Свешникова» (Гончарова, 36), «Здание гостиницы «Пассаж» (Гончарова, 38/8), «Здание окружного суда» (Гончарова, 40/9).

Все перечисленные здания находятся в муниципальной собственности, и массовая реклама, размещенная на них, вероятно, приносит какой-то доход в городскую казну. Отказываться от этих денег чиновники мэрии явно не желают, поэтому, вероятно, и пытаются отрицать очевидное.

А ведь, по большому счету, нынешнее состояние с визуальной рекламой в центре Ульяновска не только противоречит существующему законодательству — оно не выгодно и самим рекламодателям. Реклама производит должный эффект лишь до того момента, как начинает раздражать потребителей… Чем она навязчивее, чем агрессивнее, тем больше вероятность того, что она вызовет отторжение у горожан.

Семен АРХАНГЕЛЬСКИЙ