Какие сферы экономики Ульяновской области испытают в условиях складывающегося мирового финансового кризиса наиболее ощутимый удар и выдержит ли испытание малый бизнес, обсуждали в пятницу на заседании высшего экономического совета области.

Только что созданный высший экономический совет, названный губернатором «чрезвычайной комиссией», по задумке властей должен совместно решать, что делать ульяновским предприятиям и бизнесменам в условиях кризиса. В совещательный орган вошли чиновники, представители банковского сектора, промышленных предприятий, страхового бизнеса, правоохранительные и контролирующие органы. Темой первого заседания совета стали состояние и перспективы развития малого бизнеса Ульяновской области.

По данным налоговой службы, платит налоги лишь половина частных предпринимателей 29 тысяч.

Остальные «мертвые души». Здорово отстает наш регион по объему поступления налогов от предприятий малого бизнеса чуть более пяти процентов от общего объема (в соседнем Татарстане, к примеру, этот показатель в два раза выше).

По словам министра предпринимательства и туризма Игоря Егорова, проблемы, мешающие малому бизнесу расти, все те же: наличие административных барьеров (в отдельных сферах согласование требует до 40 различных подписей), ограниченный доступ к финансовым ресурсам, а также препоны на пути подключения к коммуникациям и энергосетям (по словам Егорова, цена вопроса в Заволжском районе 3-6 миллионов рублей), дефицит кадров, доступ к рынкам сбыта соседних регионов (нет господдержки, системы стимулирования), слабая самоорганизация бизнеса (местное объединение предпринимателей «ОПОРа России» самое малочисленное в ПФО, объединение «Деловая Россия» и вовсе приказало долго жить), недостаточный уровень информационного обеспечения малых предприятий, правовая незащищенность предпринимателей и другие.

Все это приводит к тому, что доля применяемых ульяновскими предпринимателями «черных» и «серых» схем значительно превышает среднероссийские показатели и находится на уровне криминальных южных регионов страны.

Что все-таки удалось сделать?

ЗСО на прошлой неделе принят «один из самых либеральных» законов по реализации – ФЗ № 169. Как рассказал Егоров, он предусматривает право предпринимателей выкупать на условиях пятилетней рассрочки арендуемые муниципальные или областные государственные площади. В случае, если помещение (площадью до 5 тысяч квадратных метров) арендовалось сроком от трех лет и исправно вносились платежи. Не ясно, что делать с предприятиями, которые в 2006 и 2007 годах перерегистрировались из-за изменения правил торговли ликероводочной продукцией.

Еще одним послаблением малому бизнесу должны стать поправки в местный Закон «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента». Если раньше, рассказал Егоров, работать таким образом могли лишь представители пяти видов предпринимательской деятельности, то теперь этот список расширен до 69. С 1 января 2009 года после приобретения патента на индивидуальное предпринимательство бизнесмены будут платить лишь налог на доходы физических лиц (с зарплаты) 13 процентов. При этом стоимость годового пакета составляет 6 процентов от предполагаемого годового дохода предприятия (от 900 до 21 тысячи рублей – в зависимости от сферы деятельности). Ранее приобретатель патента обязан был работать в одиночку, с нового года он может нанять на работу до пяти человек. Таким образом власти рассчитывают привлечь к работе новых предпринимателей, а также вывести из тени до трети «черных» и «серых» бизнесменов.

Лейтмотивом всей встречи стала тема надвигающегося финансового кризиса. Игорь Егоров высказал личное мнение, что малый бизнес испытание «должен выдержать». «Кризис, – сказал министр, – прежде всего повлиял на строительный сектор, что уже начинает отражаться на производстве строительных материалов.

А это сотни ульяновских предприятий. Период кризиса трудно определяем. Оптимисты говорят о семивосьми месяцах, пессимисты – о семи-восьми годах. Реалисты придерживаются середины».

Вадим ПИЛЮКОВ