Такси сейчас, пожалуй, единственный способ заработать хоть что-то буквально за ночь или день. Да, это быстрый заработок. Только не надо его путать с лёгким, спокойным и безопасным.
Однажды, после долгих поисков подходящей работы, необходимость быстрого заработка остро ощутил и я. Хотелось также попробовать: как это? Смогу? Получится? Этот авантюризм, видимо сидит в каждом журналисте. Каждый репортаж – это проникновение в образ, в работу другого человека. Кем я только «не был» за 16 лет! И на «блат-хаты» к наркоманам ездил, и автомат приходилось держать, и стропы парашюта. А вот баранку за деньги не крутил.
Устроиться в такси – проще простого. Звонишь по объявлению. Говоришь какая машина. Совсем не обязательно иметь новую «фильдеперсовую». Бывают, конечно, фирмы и с претензиями, но большинство устраивают и банальные «пятёрки» с «девятками» 90-х годов выпуска. Снимаешь ксерокопию водительского удостоверения, техталона. Покупаешь путёвку (в среднем 200-300 рублей), даёшь свой телефон и телефон, по которому известить близких, если не дай Бог что… И добро пожаловать в такси!
Можно, конечно, и частным образом, без всякой фирмы. На путёвке сэкономишь. А вот на «пятаках», простите, на стоянках такси, морду набьют. Надо всё равно с кем то договариваться. Один мой товарищ, лет этак 7-8 назад решил подзаработать. Почему-то договорился о стоянках с бандитами. Было очень удобно. Если какие вопросы у коллег по бизнесу, органов внутренних и внешних: говоришь от кого работаешь и никаких вопросов. Стой, где хочешь! Хоть у вокзала, хоть прямо на перрон въезжай. Правда, определённую сумму раз в неделю надо было сдавать. Неделю он поездил, другую. «Волга» «жрёт» прилично. А тут в очередной раз цены на бензин подскочили. Бросил. А через пару недель звонят «братки»:
– Что-то ты совсем нас забыл, «бабки» не везёшь…
– А я ведь, ребята, теперь и не работаю.
– Кончай пургу гнать. Работаешь – не работаешь, это твои дела. А деньги вези! Тебе помогли? Вот и не дури…
Ну дальше – конкретная дата, «счётчик», метание по друзьям-товарищам, у кого есть другие знакомые бандиты. И выдох облегчения – «отмазали». Но мне подобных приключений было не нужно, поэтому работать я решил через фирму. 200 рублей за ночь – цена путёвки. Диспетчер тебе даёт заказы, если есть. Сам берёшь клиентов с «пятаков» или с «бордюра». С меня – бензин. Всё, что заработал – моё.
Ах, как я обрадовался первому клиенту! Довёз его от памятника Нариманову до ЦУМа даже дешевле тарифа. Хотя на самом деле, если заказ не по телефону, принято к тарифу 20-30 рублей набрасывать. Работать я решил по ночам на выходные – в светлое время в пробках больше простоишь, топлива сожжёшь. Большая вероятность, что ты или тебя в наших транспортных заморочках стукнут. Ночью же – красота! Машин почти нет. Клиентов тоже, но это уже после трёх ночи. Правда, и риск тоже выше. Некоторые стараются не брать кавказцев, подвыпившую молодёжь. Я брал всех. Помню, первый раз пришёл домой качаясь. А накатал я тогда километров 300. Вынул из кармана горсть скомканных соток, десяток, полтинников – протянул жене. Она посчитала и плачет: «Ты знаешь, это больше, чем тебе на последней работе платили за две передачи в прямом эфире». Я не поверил. Вычел 200 рублей за путёвку, 500 на бензин – всё равно больше. Нет, не так уж и много. Просто я понял, как мало ценит наше государство и его «менеджеры» тех людей, кто на это государство верой правдой отработал много лет…
Есть, разумеется, и свои минусы. После первой смены машина насквозь пропахла тяжёлым пиво-водочным перегаром. Не закрывался левый стеклоподъёмник. У меня дико болела левая рука от плеча до запястья – продуло в окно. Зато совсем не болела голова от дурости начальства, от того, что «тихо свистишь и низко летаешь», о том, что надо остаться после работы (разумеется, бесплатно) или какому-то чиновнику не понравилось, что я написал.
Клиенты, конечно разные бывают. Но в целом, народ у нас хороший. Бывает, возьмёшь пьяную молодёжь, на ногах ели стоят. Потом уже думаешь: и зачем я остановился? А они нормальные ребята. Чуть протрезвеют на сквознячке. Разговоримся, поблагодарят. Самые привередливые, конечно, дамочки. Особенно, если с кавалерами. Но тут все нюансы сильный пол сглаживает.
Бывало, часика в два где-нибудь в глухомани, откуда после вызова возвращаешься, тормозят.
– Ой, я в такую машину ни за что не сяду! – а сама еле на ногах стоит, перегаром от неё до ближайшего поста ГАИ.
Тут же её спутник вмешивается:
– Я тебе не сяду, рас-такая! А ну, полезай быстро! – закинет её на заднее сиденье, как пару перчаток. – Не слушай её, шеф. Поехали!
Я бы мог рассказать, как за одну ночь меня трижды оштрафовали гаишники. Как «наезжали» два «быка», чтобы я заплатил им за то, что встал на «пятаке», кстати, на своём законном – «от фирмы». Как один пьяный пытался расплачиваться со мной на каждом светофоре причём, не меньше, чем полутысячной. А одна дамочка «вызывала» меня всю ночь напролёт, а потом призналась: «Вы такой непонятливый. Видимо недавно работаете». А ещё я узнал, где находится 1-й переулок Будённого и много других переулков, которых и на карте нет.
В общем, работа не хуже и не лучше других. На заработок палат каменных не построишь, но с голода не умрёшь. На хлеб хватит. Иногда с икрой – кабачковой. Хотите знать, сколько за смену или в месяц? Это, как повезёт. Сами попробуйте. Только в церковь перед этим обязательно сходите. Николаю Угоднику свечку поставьте. Я так и делал.
Владимир АЛЕКСЕЕВ