На этот раз – Центр защиты прав потребителей.
Специалисты откликнулись на обращение горожан к мэру по поводу необходимости сохранить в Ульяновске небольшие павильоны и киоски и полностью поддержали его.
Открытое письмо, под которым подписались 1970 горожан, было опубликовано в номере «СК» за 14 октября. Авторы отметили, что глава города последнее время особенно часто выступает в СМИ с критикой малого бизнеса в сфере торговли и говорит о необходимости сноса киосков. Оппоненты такой позиции приводят ряд аргументов в пользу малых форм торговли. Это и более низкие цены, и шаговая доступность, а главное наличие выбора у людей, которым не хочется оставаться один на один с разрастающейся сетью супермаркетов.
Легче всего запретить. Тем не менее далеко не всегда самый простой путь решения проблемы является лучшим, полагают правозащитники и аргументируют свою позицию. К киоскам и небольшим торговым павильонам у власти (и у жителей, надо признать, тоже) две основные претензии: несоблюдение санитарных норм и внешний вид сооружения, который не вписывается в архитектурный облик города.
И за то, и за другое несет ответственность собственник, но органы местного самоуправления имеют все возможности и механизмы для того, чтобы влиять на него и требовать нормы, которая всех устроила бы.
Если говорить о санитарном благополучии малых форм торговли, то его легко можно добиваться посредством Административного кодекса, констатируют специалисты. Не хватает санкций? Значит, нужно вносить изменения, расширять перечень нарушений, ужесточать требования. Законодатель все это позволяет: административное законодательство находится в совместном ведении Федерации и субъекта.
Понятно, что это дополнительная работа и проблемы для власти. Но почему бы и нет, если речь идет о благе горожан?
А заинтересованность потребителя в киосках и павильонах, на взгляд правозащитников, очевидна. Люди не должны терять время, силы и деньги для поиска товаров, особенно первой необходимости. Кроме того, исчезновение киосков с городских улиц не может не сыграть на ценовой политике. Ассортимент товаров малой торговли в этом случае непременноподорожает в супермаркетах.
И, наконец, эстетическая сторона вопроса. Безусловно, убогие развалюхи уродуют улицы города. Но опять же вопрос решаем, считают специалисты Центра защиты потребителей. У Ульяновска есть новый генплан, и уже можно определиться, какой облик города мы хотим формировать. Малый бизнес в сфере торговли вполне мог бы вписаться в этот процесс на разумных условиях. И их можно было бы начать обсуждать. Были бы предложения.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА