Правительство Ульяновской области признало мировой кризис

Сергей Морозов считает, что «дна» кризиса достигнем к апрелю-маю 2009 года

Ульяновский губернатор Сергей Морозов на аппаратном совещании у мэра впервые признал, что мировой финансовый кризис окажет на регион существенное влияние, и «ситуация близка к тому, чтобы схватиться за голову». На этом же совещании говорилось о недавно созданном областном антикризисном штабе, который предпринимает возможные меры для смягчения ситуации в разных отраслях экономики и готовит антикризисную программу. Недоумение наблюдателей вызывает позиция областного парламента, который принял бюджет на 2009 год без учета новых обстоятельств в экономике.

Во вторник губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на традиционном аппаратном совещании в мэрии областного центра призвал чиновников и депутатов к экономии бюджетных средств и принятию мер защиты от влияния кризиса. Как отмечают наблюдатели, если прежде областные чиновники отмечали, что кризис Ульяновской области не коснулся, то на этот раз господин Морозов впервые признал, что кризис уже сказался на экономике региона, и дальше это будет усугубляться.

«Этот год станет самым тяжелым за последние 10 лет. Ситуация прогнозируется хуже, чем в 1998 году. Мы идем на дно. Причем «дна» мы достигнем к апрелю-маю 2009 года…», — заявил губернатор чиновникам.

По мнению главы региона, «те 2 миллиарда рублей, которые область должна выгадать от сокращения государственных и муниципальных служащих, не спасут». «Поступили данные в областной антикризисный штаб: ситуация близка к тому, чтобы схватиться за голову. У нас огромные проблемы между переработчиками и сетями, банками и населением…. Правительство области остановило все торги», — сказал господин Морозов. Он также призвал чиновников мэрии и депутатов гордумы «консолидироваться в своих действиях с региональной властью» и «работать на население».

В департаменте госзакупок подтвердили, что в целях экономии бюджетных средств часть торгов приостановлена, решение о проведении торгов по каждому направлению теперь принимает непосредственно первый вице-премьер областного правительства Владимир Козин. Однако господин Козин отказался комментировать „Ъ“слова губернатора, передав через помощника, что кризис касается всей страны, и ничего нового он добавить не может.

Между тем, секретарь недавно созданного областного антикризисного штаба, директор департамента социально-экономического развития минэкономики облправительства Сергей Сорокин считает, что ситуация в области пока относительно спокойная, «нигде не видно, чтобы кто-то планировал сокращения». «Если УАЗ намерен убрать один рабочий день, то это связано с сезонными колебаниями спроса, «Гидроаппарат» ввел четырехдневную рабочую неделю, но никого не сокращает, в «Автодетальсервисе» нехватка кадров, а гендиректор «Авиастара» готов взять лишние рабочие руки к себе», — добавил господин Сорокин.

Тем не менее, он отметил, что антикризисный штаб (куда входят зампреды и министры экономического блока, руководители крупнейших промышленных предприятий и банков, представители ТПП, сельского хозяйства) предпринимает меры для смягчения влияния кризиса: «Мы оперативно решаем проблемы, с которыми сталкиваются экономические субъекты». В то же время, по словам господина Сорокина, пока штаб занимался мониторингом ситуации и «разруливанием» частных проблем, и системных решений пока не принималось. В понедельник на заседании штаба шла речь о торговых сетях, которые одними из первых «попали в сети кризиса», и стали задерживать платежи по кредитам. «Ритейл оказался не готов к ужесточению условий кредитования, у некоторых зависли очень дорогие продукты, и банки, глядя на такие остатки, конечно же, не могут выдавать кредиты, — пояснил Сергей Сорокин. — Но на заседании никто из ритейлеров на банки не жаловался».

В то же время депутат заксобрания, совладелец сети «Симбирка» справоросс Николай Доронин считает, что «ситуация очень тяжелая», а штаб, судя по всему, пока работает неэффективно, «на совещаниях — одни слова». «Ритейлерские сети могут рухнуть, если областное правительство не предпримет необходимые меры, — сказал Доронин. — Идет вымывание среднего ценового сегмента продуктов, ассортимент уже сейчас снизился на 15%, в ближайшее время молочная и мясная продукция может исчезнуть с прилавков». Он считает, что если рухнут сети, то это потом скажется на поставщиках, которые начнут рушиться вслед за ними. Но банки, по его словам, отказываются выдавать кредиты, «малый бизнес в Ульяновске уже никто не кредитует. Господин Доронин считает, что необходимо под гарантии облправительства выдавать кредиты малому бизнесу, «упростить процедуры, на что-то даже закрыть глаза и не ставить бизнесу препоны». Он также отметил, что его удивляет «благодушная позиция единороссов» в заксобрании, которые не приняли его возражения и неделю назад «единодушно» приняли областной бюджет в первом чтении, словно никакого кризиса нет и в помине. С господином Дорониным солидарна и фракция коммунистов. «Прогноз социально-экономического развития не отработан, хотя легенда о том, что кризис не затронет Ульяновскую область, давно рухнула», — сказал лидер фракции Александр Кругликов. «Единороссов пытались убедить, что в таком виде бюджет нельзя принимать, но они настаивали на старом варианте, потому что из облправительства не было команды, — считает независимый оппозиционный депутат Алексей Куринный. — Но дело в том, что никто в облправительстве не может ничего спрогнозировать».

«На сегодняшний день нет оснований для изменения социально-экономического прогноза, поскольку и на федеральном уровне прогноз не менялся. Будем следить за ситуацией, и если надо — откорретируем», — пояснил „Ъ“позицию «Единой России» секретарь регполитсовета и депутат заксобрания Игорь Тихонов.

В то же время доцент кафедры экономики и организации производства Ульяновского госуниверситета Екатерина Пустынникова назвала высказывания губернатора по поводу кризиса «абсолютно трезвым взглядом на действительность». Она считает, что облправительство в состоянии смягчить влияние кризиса, но для этого нужны системные меры: «поддерживать не международные компании, а местные — предоставлять площади, снимать барьеры, облегчать лицензирование, содействовать в диверсификации деятельности малого и среднего бизнеса, помогать в выходе на новые рынки, особенно тем, кто оказался в вертикально интегрированных цепочках производства или поставок продукции». Ульяновские ученые-экономисты, по ее мнению, могли бы в этом помочь. Однако господин Сорокин отметил, что специальная программа антикризисных мер уже готовится, но теоретики для этого не потребуются. «Здесь нужны экономисты-практики», — сказал он.

Сергей Титов, Ульяновск