Мост через Волгу в районе города Ульяновска действительно строится. И все надеются, что сам мостовой переход будет реально сдан к концу 2009 года. Однако построить мост, это в наше время далеко не всё.

К мосту с обеих сторон реки должны быть подведены дороги. А это очень трудно сделать. Эти дороги сооружаются не в чистом поле, они пробиваются через уже имеющиеся города, посёлки, железные дороги, леса и садовые товарищества. То есть мало того, чтобы спроектировать грамотную дорогу, качественно её построить, надо ещё и подготовить перед тем местность для застройки. Кого-то переселить, что-то снести, железные дороги переложить в сторону, и так далее. Какие-то земли надо выкупать, кому-то выплачивать компенсации за нанесённый урон. На всё это надо много денег. И с ними, по слухам, как раз наступают трудности.

Дело в том, что министерство транспорта РФ, в конце концов признав мост стратегическим, федеральным, в то же время подъездные пути федеральными по-прежнему не считает. Мол, это дело области – соорудить дороги. И эту позицию министерства хочется не просто оспорить – высмеять. Либо там специально хотят загубить мост, либо не понимают, чем именно занимаются.

1. На возведение подъездных путей вместе с сопутствующей инфраструктурой, как я отыскал цифры, надо:

– на объездную дорогу возле Ульяновска длиной 26 км надо более 4,5 млрд. руб.;

– реконструкция дороги от Ульяновска до Самары через Димитровград длиной 108 км потребует более 2 млрд. руб.;

– объездные участки этой дороги на Самару в районе Чердаклов и Димитровграда длиной в сумме 135 км потянут, по разным подсчётам, от 3 до 25 млрд. руб.

Таких денег в бюджете Ульяновской области попросту нет и никогда не будет. Значит, всё это построено не будет, или затянется ещё на двадцать – тридцать лет.

Если не построить все эти дороги, то транспорт, который задыхается на старом волжском мосту, всё равно поедет на новый мост – по полям и весям, по улицам города и посёлков. И новый мост вместо радости принесёт много горя и населению, и водителям. Представляю, сколько проклятий будет слаться в адрес министерства и лично Левитина, сэкономивших федеральные деньги.

2. Пуск моста по указанию Путина намечен на 15 декабря 2009 года. Но ребята из министерства хотят слегка схитрить. Они уже пишут, что будет пуск только первой очереди моста – мост двухъярусный – верхнего, автодорожного яруса. На нижний ярус, имеющий внутригородское значение, поскольку по нему планировалось пустить скоростной трамвай и коммунальный транспорт, денег Москва не даёт. Это опять сталкивают на область. Более того, говоря о пуске первой очереди моста, министерство имеет в виду именно пуск моста. В него они не включают те самые подъездные пути. А какой смысл в мосте без подъездных путей?

3. Мост строился очень и очень много лет. И не потому, что он такой сложный, а потому, что его всё время обходила вниманием Москва. Он был каким-то заворожённым. То областное руководство было «красным», и Ельцин его игнорировал. То всплывали другие причины. Но главная – в том, что мост сооружается в черте города, хотя и на его окраине, и потому у министерства транспорта появляется возможность объявить его городским. Пока мусолили мост, все двадцать лет деньги, вложенные в строительство, не работали, не приносили никакой пользы обществу, а только тянули вниз «незавершённым строительством». А деньги должны работать. Значит, строить надо быстро и комплексно, чтобы объект сразу и полностью начинал приносить прибыль и государству, и всему населению.

Не знаю, кто был первоначальным автором идеи, но губернатор Ульяновской области Морозов поднял на щит и всячески распропагандировал идею так называемого «Волжского транзита», которая делает мост и стратегическим, и федеральным, и транзитным. Именно эта идея позволила «выбить» из Москвы в последние годы значительные «сверхплановые» суммы, которые буквально спасли проект и дают надежду на сдачу моста в 2009 году.

Представим себе, что мост действительно будет сдан в 2009 году, хотя бы его верхний «этаж». Что он даст стране? Любые вложения денег должны иметь экономический, либо стратегический (военный, оборонный) смысл. В этот мост вбуханы и огромные деньги, и немалые силы людей. Вот мост стоит. Какой в нём теперь будет смысл, если не сделать нормальные подъездные пути и не превратить его действительно в транзитную трассу? Почему вообще пропадает (время от времени) желание у министерства осуществлять этот проект – «Волжский транзит»?

4. За последние годы народ всё время наседал на Путина, требовал денег, которые Греф и Кудрин всё время куда-то прятали – то в США, то ещё где-то. Путин вникал в ситуации, давал команды, что-то сдвигалось с мёртвой точки. Но реального облегчения-то никто же не ощущает! То там что-то подлатали, то здесь что-то слегка построили. Ни там до конца не доделали, ни здесь недодумали, и даже обрадовались – сэкономили федеральные деньги. Но фокус в том, что сколько бы ты ни потратил на мост денег, пользы никому от этих трат не будет, если ты сэкономишь на подъездной дороге, на чём-то ещё. Распыляя деньги и ничего нигде не доводя до логического конца, до полной готовности, когда новый объект начинает пахать на всю катушку и давать ожидавшуюся пользу, мы тем самым только закапываем эти деньги. Восемь лет напряжённо тратили бюджет, а где результат?!

Путин принял решение, мост финансируют. Но, как и в других местах, хитромудрые чиновники так поворачивают дело, что в итоге и президента и премьера обманывают, убаюкивая «очередями» и усечёнными проектами, и пользы стране не дают получить.

Нельзя сказать, что дело застопорилось. Сегодня я облазил левый берег Волги, прошёл внутригородскую часть трассы, кое-что пофотографировал. Работы ведутся. Но если бы автодороги и транспортные развязки, запроектированные для полновесного использования моста, было бы запланировано ввести к тому же 15 декабря 2009 года, то всё это бы «крутилось» гораздо энергичнее. Надо финансировать весь проект. Зачем делать вид, что деньги области – это другие деньги, не такие, как федеральные? Откуда они, эти деньги, попадают в бюджет области, если учесть, что он, этот бюджет, дотационный? Из федерального бюджета. Так почему дороги и развязки спихиваются на бюджет области? Чтобы область перестала лечить людей, учить детей, делать другие необходимые дела, и принялась строить дорогу, которая обречена стать федеральной, как ты её ни называй?!

Я надеюсь, что разум в этом деле восторжествует. А теперь – фото.

(Комментарии к фотографиям всплывают при наведении на них мышки) – Ред.