Владимир ФИЛИМОНОВ
Давным-давно, ещё при Советской власти, самым расхожим заголовком газетных материалов о медицинских ошибках был такой: «Пятно на белом халате». В наше прагматичное время из больниц и поликлиник исчезло куда-то всё белое, доктора и медсёстры щеголяют теперь перед больными в штанишках экзотических расцветок. На новой спецовке пятна не так заметны и потому, наверное, они стали проявляться на моральном облике медперсонала.
Чтобы положить конец безобразиям, министр здравоохранения Фёдор Прокин подписал Распоряжение минздрава Ульяновской области от 07.10.2008 № 312 «Об утверждении плана первоочередных мероприятий Министерства здравоохранения Ульяновской области по противодействию коррупции в системе здравоохранения». И сейчас в больницах, поликлиниках и фельдшерско-акушерских пунктах идёт тотальный процесс принятия антикоррупционной присяги.
Страна заметила новый почин ульяновцев. На сайтах появились комментарии с заголовками типа «Проктолог – чистые руки», «Ульяновск без акушерок-коррупционерок» и тому подобное.
А есть ли кошка, которую ловим?
Успех любого лечения – точный диагноз. О том, как выглядит клиника коррупции в ульяновской системе здравоохранения, можно догадаться по вопросам анонимного анкетирования пациентов лечебных учреждений. Оплачиваете ли вы медицинские услуги? Как производили оплату услуг? Соответствует ли качество услуг цене? Предлагали вам вступить в непосредственные денежные отношения с медицинскими работниками при оказании гарантированной бесплатной медицинской помощи?
Приходилось ли давать деньги непосредственно врачу за оказание медицинских услуг? Считаете ли вы, что отблагодарить медперсонал за оказанные услуги стало нормой? Предлагали когда-нибудь вам врачи приобретать лекарства в определенной аптеке? Сталкивались ли вы с фактами направлений на неоправданные, на ваш взгляд, обследования за дополнительную плату? Считаете ливы, что без неформальных платежей вам не будет оказана качественная медицинская помощь? Любой больной со стажем даст утвердительный ответ на большинство этих вопросов.
Но это вовсе не значит, что каждый врач – обязательно врач. Система бесплатного здравоохранения у нас сконструирована таким образом, что всюду приходится платить. Медицина бесплатная, а качественное лечение имеет узаконенный денежный эквивалент.
Пройдитесь по отделениям стационара в областной клинической больнице, загляните с антикоррупционной проверкой в госпиталь ветеранов войн. Всюду вы найдёте так называемые VIP-палаты. В них поправляют своё здоровье граждане, имеющие финансовые возможности дополнительно оплачивать своё лечение. Доход от этих услуг получает лечебное учреждение. Это вроде бы не коррупция. Не считаются коррупцией платные внеплановые операции, щадящая анестезия, оплата больными барокамеры и процедур физиотерапии. Врач назначает необходимый их минимум, а нужный для лечения объём извольте оплатить или выписывайтесь недолеченным. У кабинета УЗИ хирургического отделения областной больницы всегда очередь пациентов, направленных сюда из поликлиники. Они с теми же диагнозами, что и находящиеся в стационаре, но за обследование с них берут деньги.
Очень трудно понять логику установления границ платной и бесплатной медпомощи. Наш полис обязательного медицинского страхования и суммы, высчитываемые из зарплаты, не дают, выходит, основания получить необходимый для полного исцеления комплекс. И именно это обстоятельство является питательной средой того, что в Распоряжение № 312 Минздрава Ульяновской области называется коррупцией. Почему анестезиолог предлагает вместо общего наркоза местный за 1700 рублей? Разве лечащий врач или заведующий отделением не может определить, что для данного больного будет наиболее благоприятно? Даже если эти 1700 рублей пойдут в больничную кассу, анестезиолог действует как бессовестный вымогатель. Бессовестный, потому что он действует на психику несчастного человека, которому предстоит ложиться под нож. Это хуже коррупции.
Мне назначили уколы лекарства повышенной эффективности. Однако во время процедуры я заметил, что медсестра берёт ампулу из общей коробки. На другой день это повторилось. Я сделал замечание. Сестра открыла сейф. А лечащий врач в палате, шёпотом, оглядываясь на дверь дал совет: «Вы уж настойчивее требуйте, чтобы вам именно это лекарство кололи, а то у нас медсёстры, знаете, какие!». Да уж знаем, насмотрелись. А вот вы-то куда смотрите, господа лечащие врачи? Медсестра элементарно ворует, а доктор робеет дать воровке по рукам. И это не коррупция…
Так что министерское распоряжение в переводе на здравый смысл звучит почти по-английски: трудно найти кошку в тёмной комнате, особенно, когда её там нет.
Чистые руки – когда в доме порядок
Максим Стародубцев, президент Ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория», утверждает, что нынешним группам влияния, формирующим погоду в медицине, крайне выгодно сохранить отрасль именно в этом убогом виде. Поэтому и проваливаются все реформы последнего времени, а действительно крупные государственные деньги тратятся так «эффективно», что недовольство населения медиками только растёт. Вот это отношение «групп влияния» и есть истинная коррупция.
Что же поможет при такой болезни, очевидно находящейся в запущенной стадии? Здравый смысл подсказывает: только кардинальное решение, а никак не уговоры и различные распоряжения вроде вышеназванного № 312 или приказы о запрете платных медицинских услуг. Должен жестко соблюдаться принцип: выгодоприобретатели от платных и бесплатных медицинских услуг (как медики, так и страховые компании) по видам деятельности должны быть жестко отделены друг от друга. Не допустимы ни совмещение платных и бесплатных услуг в одной больнице, ни контроль качества бесплатной медпомощи с одновременным предложением платной страховыми компаниями. Более того, эти выгодоприобретатели должны начать конкурировать друг с другом на прозрачном рынке. Если пациент может рассчитывать на оплату медуслуг в определенном объеме, он просто перестанет платить левые деньги. Тогда бесконечный поток по «серым» схемам прекратится.
Коррупцию в медицине можно победить только оперативным вмешательством. Никакие примочки тут уже не помогут.