На прошедшем в сентябре на ЗАО «Авиастар-СП» выездном заседании Правительства РФ премьер-министр Владимир Путин назвал основным критерием эффективности работы авиапрома число реально произведенных и проданных самолетов. В данном показателе лидирующие позиции уже второй год занимает Ульяновский авиационно-промышленный комплекс, выпускающий лайнеры семейства Ту-204.
Первый полет первой серийной машины Ту-204, состоявшийся 17 августа 1990 года, ознаменовал начало серийного производства самолетов этого типа на УАПК. Политические и экономические кризисы последующих лет заставили Ульянов-ский авиазавод и филиал КБ Туполева искать способы реализации своей продукции в новых рыночных условиях. Вновь создаваемые авиакомпании занимали разные ниши рынка авиаперевозок и были не в состоянии заказывать самолеты крупными сериями. Также доступ на отечественный рынок получила вторичная авиатехника иностранного производства. Требовался самолет, соответствующий общемировым летным нормам, отвечающий индивидуальным требованиям разных заказчиков и одновременно способный составить конкуренцию в ценовом аспекте. Так проект Ту-204 дал начало целому семейству самолетов.
Семейство Ту-204 насчитывает более десяти типов и модификаций. Они отличаются дальностью, грузоподъемностью, назначением, рассчитаны на разную целевую аудиторию. Базовая модель — пассажирский лайнер Ту-204-100, дальнемагистральный Ту-204-300, грузовой Ту-204С — эти машины эксплуатируются преимущественно российскими авиаперевозчиками. Для зарубежного покупателя есть специальные предложения: пассажирские Ту-204-120, Ту-204-100Е, грузовые Ту-204СЕ, и ряд других моделей. Экспортные варианты самолета адаптированы для работы в иностранных компаниях, заказчик может выбрать модель, оснащенную двигателями российского или иностранного производства, англоязычным пилотажно-навигационным комплексом, специальным оборудованием для особых условий эксплуатации.
На сегодняшний день самолеты Ту-204 являются совершенными с точки зрения оборудования и конструкции. По своим характеристикам они ничем не уступают аналогичным воздушным судам производства компаний «Boeing» и «Airbus». Это подтверждено документально: все машины семейства Ту-204 прошли полный комплекс сертификационных испытаний в соответствии с российскими авиационными правилами, которые приведены в соответствие с европейскими и американскими нормами летной годности. Закономерным стало успешное завершение совместной работы Межгосударственного авиационного комитета, Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) и фирмы «Туполев» по типовой сертификации в Европейском Союзе российского грузового самолета Ту-204-120СЕ с двигателями «Rolls-Royce» и бортовым оборудованием «Honeywell». Сертификат типа, выданный EASA на самолет Ту-204-120СЕ в октябре этого года, является первым документом, полученным на российскую авиационную технику в ЕС.
По достоинству оценили «двестичетверку» и компании-эксплуатанты. Статистика говорит сама за себя: Ту-204 совершают до сотни вылетов в месяц, проводя в воздухе до 20 часов за сутки. На самолеты модельного ряда Ту-204 существует устойчивый спрос, поэтому Ульяновский авиационно-промышленный комплекс — ЗАО «Авиастар-СП» — наращивает производство. Четыре самолета проданы в прошлом году, в этом году такое же количество уже передано заказчикам, еще три машины планируется выпустить до конца года. За последнее время ни одно КБ и ни один другой авиазавод в России такое количество не освоил и не продал.
Программа Объединенной авиастроительной корпорации предполагает дальнейшее развитие Ту-204. Ульяновский филиал — Конструкторское бюро ОАО «Туполев» в настоящее время ведет работы по дальнейшей модернизации успешно зарекомендовавших себя моделей. Самолеты следующих серий предполагается оснастить новым электронным оборудованием, согласующимся с вновь вводимыми принципами и методиками проведения полетов. Другая разработка направлена на расширение пакета предложений в сторону сегмента элитных авиаперевозок — «бизнес-джет», самолет, предназначенный для VIP-персон.
В ближайшем будущем в модельный ряд Ту-204 встанут несколько новых машин. Семейство пополнит новый среднемагистральный самолет на 160 пассажиров, основным достоинством которого станет высокая экономичность. Еще один интересный проект — широкофюзеляжный лайнер, предназначенный для перевозки до 270 пассажиров на авиатрассах ближней и средней протяженности. На его разработку уже утверждена федеральная целевая программа.
Эти проекты обещают стать базовыми не только для УФКБ ОАО «Туполев» и ЗАО «Авиастар-СП», но и войти в число ключевых промышленных программ Ульяновской области.
Андрей Лазарев
УФКБ ОАО «Туполев»