Из районной соцзащиты ветерану Великой Отечественной позвонили вечером 10 ноября. Пригласили на следующий день для оформления документов на автомобиль – «Жигули»-«семерку». Куда? В Новый город, около магазина «Чарка» – стеклянное здание. Жители Нового города это здание («Симбирск Лада») знают. И то не все. А как его нашли больше сотни человек, приехавшие 11 ноября со всех районов области, остается загадкой. Но нашли…
О том, что творилось при оформлении документов, рассказала по телефону родственница одного из ветеранов поздним вечером 11 ноября: «Это же издевательство, просто геноцид какой-то, устроенный соцзащитой. Мы безрезультатно просидели до самого вечера. А многие приехали из районов. С утра и до вечера – без питания, без врачей «скорой помощи». Здоровому человеку – и то сложно весь день просидеть. Почему вызвали всех сразу? Неужели не знали, что невозможно в один день столько документов оформить?! Видели бы вы этих стариков, многих из них под руки водили. Но никто не жаловался. Безропотно терпели и молча ждали: а вдруг сейчас его фамилию выкрикнут? Что за игры в «последнего героя»?! К чему такая спешка? Неужели ради того, чтобы 14 ноября, в пятницу, «Жигули» красиво выстроить на площади Ленина и торжественно раздать ключи? А ведь завтра все продолжится…»
12 ноября в выставочном центре «Симбирск Лады» было не столь многолюдно, как накануне. Сотрудники «Лады» 11 ноября работали до полуночи. В связи с оформлением документов предприятие практически остановило продажи, потому что всех сотрудников «перебросили» на ветеранов. Оформить документа на три сотни машин за три дня – дело нешуточное. А ведь еще до 14 ноября машины нужно успеть перегнать в районы…
У входа в здание встретил радостных ветерана и сопровождавшего его сына из Карсуна: приехали вчера, до вечера документы не оформили, но утром 12-го им повезло. Когда и как соцзащита предупредила – спрашиваю. «Десятого позвонили из сельсовета и сказали, чтобы одиннадцатого ехали в Ульяновск», – отвечают. «Да мы-то еще близко, а вот из Радищева или Николаевки кто приехал».
В зале – человек тридцать. Несколько рядов стульев пустуют. На отдельном столике – чай с чайником. За стойкой, где оформляют документы, небольшая очередь, все спокойно…
Николай Андреевич Рябчиков воевал под Сталинградом, на Курской Дуге, в Белоруссии (там был ранен), потом – в Манчжурии. «Машина нужна (смеется), вон (кивает на родственника) шофером будет. На рынок и то не могу сходить. Упал недавно, руку сломал». Мужчина, обращаясь к Николаю Андреевичу, говорит: «Дед, они – исполнители. Кто–то в администрации принял решение – «закрыть проблему», оформить за три дня 300 машин. А могут ли пропустить 300 человек? Ведь вчера не хватало сотрудников для оформления. И в голову черные мысли лезут: «скорой помощи» нет, глядишь, кто-то не вынесет такого испытания очередью. А ведь такие деды приходили! И слепые, и хромые… неужели трудно было предупредить: если не в состоянии выдержать 3-4 часа, пришлите кого помоложе, но с доверенностью. И адрес сказали расплывчатый – около магазина «Чарка», стеклянное здание…» В это время девушка за стойкой назвала чью-то фамилию. Николай Андреевич насторожился: «Кого вызывают?» Фамилию повторили: не его. И мужчина продолжил: «Приехали из дальних районов, ждали до вечера. А что делать тем, кому возвращаться за 200 километров? Был бы какой телефон, чтобы в администрацию позвонить. Так – нет. А директора «Симбирск Лады» просто бросили под танк. Сегодня еще более-менее. А вчера!!!»
В соцзащите Заволжского района рассказали, что распоряжение пригласить ветеранов на оформление документов на «Жигули» из областного департамента получили 10 ноября. Тут же всех обзвонили (ветеранов в районе 29 человек). Согласились: конечно, для оформления такого количества машин нужно было установить график. По поводу столпотворения 11 ноября добавили: наверное, сбой какой-то произошел. Раньше такого не было.
В общем, «крайнего» не нашлось. Автопредприятие делало все возможное, чтобы максимально ускорить оформление документов. Родственники ветеранов, как могли, поддерживали стариков…
14 ноября новенькие «семерки» выкатят на центральную площадь Ульяновска (и районных центров), и в торжественной обстановке будут говорить красивые и правильные слова об уважении, признательности и ежедневной заботе о ветеранах.