За заместителем проректора по науке и информационным технологиям УлГУ Виктором Приходько в университете закрепилась слава полиглота. Кроме того, у Виктора Владимировича еще масса интересных увлечений – от археологии до сочинения оперной музыки.
— Слухи о том, что я владею несколькими иностранными языками, сильно преувеличены, – несколько охладил наш журналистский пыл Виктор Владимирович. — Языков на самом деле знаю очень немного. В основном стараюсь совершенствовать свой английский. Буквально недавно для собственного интереса решил съездить в Москву, протестироваться на владение британским вариантом языка, жду результатов. Думаю, слухи о моем «полиглотстве» поползли после визита в УлГУ норвежской делегации. Тогда я действительно перебросился несколькими фразами с гостями, чем привел их в восторг. Норвежский — мое давнее увлечение, которое сейчас я, к сожалению, не поддерживаю.
Приходько вспоминает, что в свое время на пробуждение интереса к стране фьордов повлияло несколько факторов. Вдохновили известные норвежцы – Хейердал, Амундсен, Нансен, потом покорила сердце фигуристка Соня Хени. А радиоприемник подал знак, случайно сработав на норвежскую волну. Тогда Виктор Владимирович купил самоучитель и аудиокассеты и начал осваивать незнакомое наречие.
— Особенно усердствовал в произношении, для меня это главное в изучении языка. Как только начинаю верно воспроизводить звуки, считаю, что чего-то достиг. Поэтому признаю, что совершенно не знаю немецкого, хотя владею лексиконом.
Приходько может разговаривать на украинском, болгарском, словенском. Он родом из Украины, а в Болгарии и Словении успел побывать. Виктор Владимирович считает, что прежде чем ехать в чужую страну, нужно познакомиться с ее культурой и минимально изучить язык. В Болгарии и Словении постоянно проверял себя — старался общаться только на местных языках, выдавая себя за коренного жителя. Часто получалось.
— Собственно этим и ограничивается мое знание иностранных наречий, — скромничает Виктор Владимирович. — Хотя иногда приходится осваивать не то чтобы языки, а какие-то правила, культурные аспекты, связанные с языками. Я всерьез увлекаюсь древней историей, а это невозможно без соприкосновения с древними наречиями. Изучить их нельзя, поскольку нет носителей, никто не знает, как они звучали на самом деле. Приходится по крупицам собирать информацию. Недавно мне понадобилась помощь преподавательницы из Китая Тань Ши, которая работает в УлГУ.
Увлечение ономастикой, этимологией часто требует изучения редкой литературы, которую просто так не сыщешь. И тут на помощь Виктору Владимировичу приходит Интернет со специальными букинистическими сайтами.
— Вот когда, наверное, радуетесь своей технической профессии! А вообще не посещают мысли, что выбрали не ту специальность и обо- шли вниманием лингвистику или историю?
— Интерес к физике не прошел, просто эта наука требует огромного количества времени и сил. Поэтому я несколько приостановил свое развитие в этой сфере, надеюсь, не навсегда. В плане научного хобби мне нравится придумывать что-то в области математики, теории чисел. Так что я не жалею, что пошел в «технари». И потом, если у человека много интересов, он же не может поступить на все факультеты…
— То есть, когда поступали в УлГУ, интерес к истории уже был?
— Он был сколько себя помню. Этот интерес привил отец, очень разносторонний человек. В первую очередь он привлек мое внимание к истории Древней Руси. И это вылилось в то, чем я занимаюсь сейчас – историей древних булгар. Это народ, который пришел на наши земли в VII-VIII веках, является прародителем современных татар и чуваш. О нем, его языке очень мало известно. И я пытаюсь найти ответы на многие загадки о булгарах, принимая участие в различных исследованиях, в том числе археологических. По моим данным, булгары были смешанным племенем, видимо, при продвижении с востока на запад они присоединили к себе многие народы, которые могли говорить на тюркском, иранском и, может, даже на монгольском. Такая неопределенность вызывает еще больший интерес. Пока не разгадаю тайну булгар, не успокоюсь.
Достучаться до правды, до какого-то открытия – это и есть главная цель научных поисков Приходько. А если открытие будет сенсационным и работа над проблемой пойдет теми же темпами, что сейчас, не грех подумать о диссертации. У Виктора Владимировича готов к публикации десяток статей о древних булгарах.
Он мечтает изучить тюркские и иранские группы языков. А еще всерьез увлекается музыкой. Приходько преподает музыкальную информатику студентам музучилища УлГУ. Эта дисциплина предполагает использование компьютерных программ для обработки и создания произведений. Виктор Владимирович, наряду с Викторией Аннинской, — один из авторов оперы «Гастроль Рычалова», постановка которой осуществлена на сцене музыкального училища.
— А какие несбыточные мечты занимают воображение исследователя? – интересуемся мы напоследок.
— Я бы хотел слетать в космос, посмотреть на другие планеты. Как физик понимаю, что техника еще не дошла до такого уровня. Но кто знает, что ждет нас впереди?..