Основной темой состоявшегося недавно технико-экономического совета на Ульяновском отделении стало использование рабочего времени локомотивных бригад в 2008 году.

Сверхурочные локомотивных бригад на сети давно уже стали притчей во языцех. Руководство ОАО «РЖД» периодически подвергает критике качество планирования работы локомотивных бригад на дорогах.

Понимают всю сложность положения и непосредственно на отделениях дорог. Ведь немаловажным вопросом, влияющим на безопасность движения, является именно использование рабочего времени и времени отдыха локомотивных бригад. На Ульяновском отделении количество часов сверхурочной работы за десять месяцев текущего года составило 66 490 часов.

Как отметил первый заместитель начальника Ульяновского отделения Алексей Родионов, показатель сверхурочной работы локомотивных бригад, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, вырос на 20376 часов, или на 144,2 процента. Значительно увеличились часы следования машиниста пассажиром, особенно в хозяйственном виде движения. К примеру, на участке Ульяновск – Бугульма зафиксировано 410 подобных случаев. Увеличились часы непроизводительного простоя на промежуточных станциях. Из-за нерационального использования рабочего времени было «потеряно» 47 локомотивных бригад.

Как подчеркнул начальник локомотивного депо Ульяновск Анатолий Сомов, рост случаев следования машиниста пассажиром в хозяйственном виде движения связан с проведением работ по капитальному ремонту пути на участках Ташла и Молвино. Для снижения этого показателя начальник локомотивного депо предложил рассмотреть вопрос о предоставлении отдыха локомотивным бригадам в вагоне по станциям, где планируются проводиться «окна».

По итогам работы в сентябре рост часов следования локомотивных бригад резервом произошел в грузовом виде движения ввиду неравномерного движения грузовых поездов в четном и нечетном направлении. Рост непроизводительного простоя произошел, в основном, из-за увеличенных стоянок поездов в направлении Ульяновск – Бугульма, Ульяновск – Сызрань.

– Для снижения часов непроизводительного простоя предлагаю рассмотреть вопрос о подменной локомотивной бригаде по станции Бугульма для вывоза локомотивных бригад со станций Акбаш, Базаровка, Полтавка, – заметил Сомов, – либо доставлять локомотивные бригады депо Бугульма автомобильным транспортом. В таком случае сократится непроизводительный простой на 10833 часа и, следовательно, освободятся три локомотивные бригады.

По итогам работы 10 месяцев 2008 года также произошло превышение нормы отдыха локомотивных бригад в пунктах оборота более чем на 13 тыс. часов.

На рост сверхурочной работы, по мнению Анатолия Сомова, повлиял также установленный порядок планирования отпусков. По телеграфному указанию начальника дороги, ежемесячно работники должны уходить в отпуск в одинаковом количестве, и количество их не должно превышать 8,4 процента. Отпуск локомотивных бригад составляет 42 дня. При данном планировании ежемесячно происходит наложение отпусков локомотивных бригад, ушедших в отпуск в предыдущем месяце, и локомотивных бригад, уходящих в отпуск в текущем месяце. В результате ежемесячно ввиду накладки отпусков к часам сверхурочной работы добавляется 1 600 часов.

В своих выступлениях руководители отделов и структурных подразделений Ульяновского отделения внесли предложения о мерах по сокращению непроизводственных потерь рабочего времени в 2009 году.

В частности, рассмотрен вопрос по сокращению времени стоянок на промежуточных станциях. Для снижения часов следования локомотивных бригад резервом было внесено предложение о соблюдении графиков оборота локомотивных бригад по видам движения и плечам обслуживания. Куйбышевской дирекции по ремонту пути направлено предложение о решении вопроса с обеспечением вагонов для проживания локомотивных бригад, задействованных на период проведения «окон».

Целесообразно также рассмотреть вопрос обслуживания участка Ульяновск-Центральный – Сызрань локомотивными бригадами Ульяновского отделения дороги. Для снижения часов сверхурочной работы локомотивных бригад необходимо рассмотреть возможность планирования отпусков локомотивным бригадам поквартально. Для сокращения непроизводительных потерь рабочего времени локомотивных бригад в хозяйственном движении было решено выйти с предложением в ОАО «РЖД» по установлению финансовой ответственности подразделений, использующих локомотив.

Автор: Александр Савенков