По всей области участились кражи икон, крестов и старинных реликвий. Воры тащат святыни из храмов, церковных лавок и грабят дома пенсионеров.

Кто зарабатывает на святынях?

6 ноября в Москве произошла поражающая своей циничностью и дерзостью кража – неизвестные преступники похитили из Донского мужского монастыря ковчег с мощами новгородских святых. Правда, потом их вернули… из ломбарда. Этот случай шокировал всю страну. В Ульяновской области в последние месяцы преступники тоже все чаще стали охотиться за предметами культа. Они не гнушаются ничем, обворовывая храмы, иконные лавки и даже кладбища. Для кого выгоден бизнес “на костях” и кто наживается на святынях – выясняла “Молодежка”…

Верят только в.. деньги

15 ноября в Ульяновске милиционеры задержали банду наркоманов, грабивших^конные лавки. За месяц бандиты успели совершить три нападения на магазинчики, принадлежащие монастырям. Грабители действовали по одному сценарию: двое врывались в помещение и, угрожая продавцам битой и электрошоке-ром, сгребали освященные крестики и иконки. Третий подельник ждал их в машине, на которой потом и скрывались преступники. Большую часть награбленного они сбывали в ломбард в центре Ульяновска, где в нарушение всех правил с них даже не спрашивали паспорта! Откуда у сбытчиков столько специфического «золотого лома» – похоже, никого не интересовало. Вырученные деньги грабители тут же спускали на наркотики.

К слову, храмы, церкви и иконные лавки становятся легкой добычей для не обременненых нравственными принципами богохульников-грабителей. Прежде всего потому, что эти места в большинстве своем не охраняются. Ведь лучшей защитой издавна были светлые мысли и намерения людей, идущих в святое место. Но тех, кто верит только в силу денег, такие «пустяки» не останавливают.

Преступнику, орудовавшему в селе Мулловка Мелекесского района, было безразлично, где воровать. Пару месяцев назад, взломав ночью замок в местной церкви, вор пробрался внутрь и вынес несколько десятков золотых цепочек и нательных крестиков. На следующий день бабушки на завалинках крестились, охая: “Грех-то какой на душу взял. Не ведает, что творит!”. Под подозрение попал 45-летний Эмиль Н., безработный житель Уфы, который накануне приехал погостить к родственникам. Вскоре мужчина сознался в краже, а потом ошарашил оперативников еще одним признанием: воровал он не только из церквей, а еще и из мечетей в Татарстане.

Почем святыни?

«Ничего святого!» – восклицаем мы. Но для некоторых преступников старинные иконы и нательные кресты из драгоценных металлов -это всего лишь товар, на который всегда найдется покупатель.

Раритетные предметы старины или просто драгметаллы скупают по всей области. Антиквары-гастролеры из соседних Пензенской, Самарской и других областей принимают ценности за копейки, которые кажутся в провинции целым состоянием. О масштабах бизнеса «на вере» можно судить по тому, что в областных центрах под такие «акции» скупок религиозных ценностей в аренду снимаются целые дома культуры. Обычно скупщики (за редким исключением) не требуют у сбытчиков ни паспорта, ни других документов, удостоверяющих личность, и уж

более не интересуются, откуда взялась та или иная вещь…

Что же творится с нашим обществом, если одни люди, не задумываясь, поднимают руку на святое, а другие, ничем не брезгуя, помогают им сбывать награбленное?..

Правосудие и Божий суд

Между тем безбожники не сбавляют оборотов. В начале октября в селе Екатериновка Сенгилеев-ского района неизвестные украли шесть икон у 90-летней бабушки. Еще весной в селе Тушна того же района у пенсионерки выкрали старинную икону-складень. За день до того к ней наведался потенциальный покупатель реликвии, но бабушка отказалась её продать. А через сутки икону украли, пока старушка отлучилась в магазин. В августе в селе Большое Нагаткино Цильнинского района из храма Всех Скорбящих кто-то выкрал святое распятие и старинные церковные книги. Преступник до сих пор не найден.

В некоторых регионах России уже есть практика сотрудничества правоохранительных органов с Епархиями. Все старинные и ценные предметы культа в храмах фотографируют для учета, а на иконы ставят специальные метки, не видимые невооруженным глазом. В случае кражи обнаружить «помеченные» образа будет проще, но в нашей области пока такое не практикуется. Возможно, потому, что такие «безбожные» кражи у нас пока не носят массового характера.

– Точную статистику по кражам икон озвучить сложно. Не все хозяева пропавших икон знают об их реальной стоимости, поэтому часто даже не подают заявлений о краже, – поясняет майор милиции Эмиль Шамсутдинов, старший оперуполномоченный уголовного розыска УВД. – Согласно той статистике, что есть у нас, нельзя сказать, что увеличилось количество краж именно предметов, представляющих антикварную ценность. В прошлом году мы получили 7 таких заявлений, а за 10 месяцев этого – всего 5.

Еще одна причина в том, что потерпевшие не спешат обращаться в милицию, искренне веря, что Божья кара настигнет преступников раньше. И есть случаи, когда их ожидания сбываются. Так, недавно в Московской области грабители унесли из церкви 12 икон. Один из воров через несколько дней умер, а остальные, поверив в Божье наказание, пришли с повинной.

Ничего святого

7 октября в рабочем поселке Майна с местного кладбища неизвестные утащили несколько памятников с могил. Преступников ищут.

В тот же день в Ульяновске на городском кладбище (улица Карла Маркса) осквернили памятник «Скорбящая мать» на братской могиле.

10 октября в поселке Глотовка Инзенского района местный житель украл с кладбища металлическую ограду. Милиционерам мужчина признался, что сдал ее в металлолом, «озолотившись» на 2 500 рублей.

12 октября вандалы осквернили часовню покровителя нашего города Андрея Блаженного, размалевав её свастикой. От рук недоумков пострадал и памятник на могиле Ильи Николаевича Ульянова на улице 12 Сентября.

В конце сентября в поселке Сурское на аллее Славы громилы сорвали и погнули таблички с именами воинов.

В начале октября в Инзе уже во второй раз за этот год вандалы разгромили мемориальную композицию воинам-инзенцам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной. Скудоумные молодчики оторвали руку у скульптуры мальчика, провожающего отца-солдата, сделанную из цветного металла.