Душа человеческая, с ее страстям, комплексам, переживаниям, взлетами и падениями, была в центре внимания закрывшегося 14 ноября в Ульяновском областном театре драмы II Всероссийского театрального фестиваля «Герои Гончарова на современной сцене».
Пять дней фестиваля, пять спектаклей. Театр в этот короткий отрезок жизни словно бы облачился в уютный обломовский халат и, лежа на диване, философствовал, неспешно и обстоятельно размышляя о вечных проблемах бытия, сопоставляя и противопоставляя эпохи, общества, типажи. Появилось ощущение, что Гончаров мог бы быть доволен: к его творчеству было проявлено самое трепетное отношение.
Премьерный спектакль Ульяновского областного театра драмы «Обыкновенная история» (режиссер Денис Кожевников) подчеркнул актуальность и в наши дни первого из романов классика. Действительно, это самая что ни на есть обыкновенная история, из века в век повторяющаяся: молодой провинциал-романтик едет в столицу с намерением ее покорить, затем – крушение юношеских идеалов, превращение его в такого же, как все… Денис Ярыгин, почти ровесник своего героя Александра Адуева, играл впечатляюще, заражая эмоциями. Удался образ чиновничьей бюрократической машины с сумасшедшим круговоротом бумаг, папок, столов, с подобострастием к высокому начальству…
Талантливо сыгранный спектакль «Облом-off» с актерами Воронежского камерного театра в постановке Георгия Цхвиравы (по пьесе Михаила Угарова), заостривший философскую составляющую романа, оставил ощущение горечи в душе. Как велик соблазн, подобно Обломову, накрыться полой стеганого халата и спрятаться в своем «домике» от жизни, в которой столько жестокости, ненужных условностей, бессмысленной суеты. Почему мир, чаще всего, не принимает нас такими, какие мы есть, и мы его, в свою очередь, – тоже?.. И если Обломову (заслуженный артист России Камиль Тукаев), в отличие от Александра Адуева из «Обыкновенной истории», удалось сохранить свою душевную цельность, то приговор ему один -смерть. На самом деле, зачем обществу добрые, честные, чистые люди? Ни дохода от них, ни прибыли…
Публика рукоплескала обаятельнейшему Тукаеву-Обломову, но, пожалуй, еще более восторга от нее досталось исполнителю роли Захара – народному артисту России Анатолию Абдулаеву. Колоритная внешность этого актера дополнялась такой ненаигранной болью в его глазах, что появлялось ощущение живой жизни. Кстати, публика могла сравнить этот спектакль с другим по той же пьесе в исполнении труппы Пермского молодежного театра «Новая драма». Интересно, что у обоих вариантов появились свои поклонники.
Завершился же фестиваль на сентиментальной ноте – «Бедной Лизой» со страстной любовью, искушением, изменой ветреного аристократа и гибелью покинутой им юной крестьянки. Из этого произведения другого гениального нашего земляка Николая Карамзина в московском театре «У Никитских ворот» создали мюзикл. Произносимые актерами витиеватые тексты в стилистике XVIII века перемежаются песнями на современном языке. Авторство последних принадлежит руководителю театра Марку Розовскому.
Предваряя спектакль, Розовский верно подметил: Карамзин, говоря о повреждении нравственности, послал нам из своего времени урок. Чего стоит общество, которому не нужна душевная чистота?.. Мы и сегодня ощущаем ее дефицит, и только великая русская культура может дать нам опору.
Подытоживая фестиваль, лучше не скажешь.
Юлия Уральская